Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
75-я годовщина нападения Германии на СССР не является для нас по-настоящему значимой датой. «Великой Отечественной» в украинском сознании уже нет, а Вторая мировая началась не 22 июня 1941 года, но гораздо раньше. Сегодня это очевидно любому здравомыслящему человеку, и даже не верится, что еще недавно эта концепция на Украине конкурировала с мифологизированным советским официозом.

75-я годовщина нападения Германии на СССР не является для нас по-настоящему значимой датой. «Великой Отечественной» в украинском сознании уже нет, а Вторая мировая началась не 22 июня 1941 года, но гораздо раньше.

 

Сегодня это очевидно любому здравомыслящему человеку, и даже не верится, что еще недавно эта концепция на Украине конкурировала с мифологизированным советским официозом. Особенно ярок контраст с соседней Россией, где тот же официоз ВОВ превратился в нечто вроде религии.

 

Окончательно переквалифицировав войну 1941—1945 годов в советско-германскую, украинцы стали смотреть на нее отстраненно.

 

По сути это своеобразный эксперимент: что происходит, когда в общественном сознании война становится чужой? Чем она отличается от своей? Сравнивать можно не только с прежней военной мифологией. Практически одновременно с развенчанием Великой Отечественной войны нашу жизнь вошло украинско-российское противостояние, и эта война для нас — своя.

 

Наиболее яркие маркеры, связанные с восприятием войны, бросаются в глаза сразу же. Первый из них — это военные преступления. Признав схватку Гитлера со Сталиным чужой войной, мы можем честно и откровенно говорить о красноармейском мародерстве или насилии советских бойцов над немецкими женщинами. Уже никто не будет отрицать или оправдывать эти эксцессы — как в России, яростно защищающей светлый облик дедов. Не имеет значения, что наши деды тоже служили в Красной армии, и что украинцев в поверженной Германии было не меньше, чем представителей других советских национальностей.

 

Стоило заменить «Великую Отечественную» на советско-германскую, и мы стали беспристрастными наблюдателями. Для нас очевидно, что во время войны жестокости творят обе стороны, что герой-фронтовик может быть мародером и насильником, и что такова суровая правда жизни.

 

Однако на своей войне эта отстраненная мудрость не работает. Пусть кто-нибудь попробует заикнуться, что военные преступления на Донбассе совершаются не только пророссийскими боевиками, и некоторые истории об украинских жестокостях все-таки правдивы. Шквал негативных эмоций будет примерно таким же, как российская реакция на критику красноармейцев.

 

Да, умом мы понимаем, что наша армия не может состоять из одних ангелов в белых перчатках. Но сердце протестует против любых обвинений в адрес украинских бойцов. Потому что нынешняя война — своя.

 

Другой маркер — это жертвы. Когда речь идет о чужой войне, жертвы прежде всего ассоциируются с гражданским населением. Это те, кто безоружен и слаб, кто не принимал участия в боевых действиях и стал заложником трагических обстоятельств. Женщины, дети, старики. Расстрелянные в Бабьем Яру, погибшие под бомбежками, умершие от голода в блокадном Ленинграде.

 

Не считая войну 1941—1945 своей, мы смело включаем в этот список мирных немцев, убитых красноармейцами в Неммерсдорфе, или беженцев, потопленных на «Вильгельме Густлофе». Погибшего немецкого ребенка или немецкую девушку жальче, чем убитого советского солдата. Кто бы с кем ни воевал, а беззащитный ребенок или хрупкая девушка — это не здоровый мужик с оружием.

 

Но на своей войне все по-другому. Жертвы войны — это прежде всего те, кто погиб, защищая свободу и независимость Украины. Молодые и зрелые мужчины в камуфляже. Именно комбатантов мы оплакиваем в первую очередь, именно по ним искренне скорбим, и эта скорбь не становится меньше от того, что павшие не были слабыми и беззащитными.

 

Главное, что они наши — чьи-то сыновья, отцы, мужья, возлюбленные, друзья.

 

Напротив, гражданские жертвы на Украине отступают на второй план.

 

Как правило, это выходцы из чуждой нам ватной среды, и скорбеть по ним всей душой не получается. Будем откровенны: для пассионарной части общества погибший на передовой доброволец — бОльшая трагедия, чем гибель женщины, ребенка или старика во время артобстрела в Донецке. Потому что нынешняя война — своя.

 

Третий маркер — обыватели. Приземленные, безыдейные, озабоченные собственным выживанием. Когда советско-германская война стала чужой, в нашем обществе окончательно возобладало сочувственное отношение к обывателю. Мы понимаем, что коммунисты и нацисты приходят и уходят, а что-то кушать надо при любом режиме. И уже никто не станет клеймить позором беднягу, который работал на заводе при немцах или чистил сапоги гитлеровским офицерам.

 

«По советским понятиям люди, оставшиеся на оккупированной территории, — не патриоты, значит и не люди», — этот подход, описанный писателем Анатолием Кузнецовым, кажется нам бесчеловечным.

 

Зоя Космодемьянская, поджигавшая крестьянские избы в оккупированной деревне, больше не считается героиней. А мобилизация «чернопиджачников» — мужчин с освобожденных земель, которых советское командование бросало в бой необученными и неэкипированными, в качестве расходного материала — выглядит преступлением. Ведь эти несчастные были виновны лишь в том, что жили в оккупации!

 

Но на своей войне никакого снисхождения к обывателю нет. Значительная часть общества убеждена, что люди, оставшиеся в Крыму и на Донбассе, — не патриоты, и, значит, не заслуживают человеческого сочувствия. Если они страдают, то сами в этом виноваты. Даже если они не ходили на «референдумы» и не записывались в «ополчение», а просто приспособились к новому порядку, они все равно остаются пассивными соучастниками врага.

 

И если в ходе освобождения Донбасса кто-то предложит мобилизовывать местных мужчин и бросать их в бой первыми, эта идея наверняка встретит горячую поддержку в соцсетях: «Правильно! Пускай вместо наших ребят гибнут они! Пусть кровью смывают свою вину перед Украиной!» В глазах многих украинцев такое решение выглядело бы справедливым. Потому что нынешняя война — своя.

 

Из всего вышесказанного можно сделать два вывода.

 

Первое. В плане понимания истории отказ от «Великой Отечественной» оказался несомненным благом.

 

Став чужой, война 1941—1945 освободилась от неписаных табу. Она стала рельефнее и выразительнее, обнаружив множество оттенков и полутонов. А главное — война очеловечилась, и вместо ходульных героев и злодеев на первый план вышли живые люди со своими заботами, слабостями, страстями, добродетелями и пороками.

 

Второе. В силу тех же причин бессмысленно подходить к нынешней войне с общечеловеческими мерками. Ничего не получится: весь интеллектуальный и моральный багаж, почерпнутый из умных книжек о чужих войнах, будет бесполезен. И нельзя упрекать украинцев в том, что происходящее воспринимается именно так, а не иначе. Апелляции к гуманизму и европейским ценностям не срабатывают, пока война остается своей.

 

Может статься, что боевые действия на Донбассе завершатся, Путин отдаст душу дьяволу, Крым вернется на Украину, а ветераны АТО превратятся в глубоких стариков, но в массовом сознании война так и останется своей — черно-белой, категоричной и безжалостной.

 

И никто не знает, сколько времени должно пройти, прежде чем Украина сможет взглянуть на нынешние события со стороны. 

 
Популярные комментарии
Octopus Sapiens
13
мне очень стыдно, что такие пасквили пишут мои соотечественники
dzhi
21
Поразительно. Деды, жизни отдавшие, чтобы неблагодарные потомки кропали шизофренические тексты в газетёнках-стали чужими. Стали мародёрами, убийцами и насильниками. А текущие мародёры, убийцы и насильники ходят в хероях, потому что оперативной памяти у журналиста хватает только на начало последнего майдана. Мне начинает казаться, что Украина заслужила всё, что с ней происходит..