Свобода вероисповедания в Швеции распространяется на всех, за исключением короля и кронпринцессы Виктории.
Кажется странным, что конституция предписывает двум гражданам страны придерживаться определенной веры. Но это ничуть не более странно, чем то, что у нас все еще сохраняется монархия, так что спорить не о чем.
(Почти) у всех нас есть право на свободу веры! Что-то имеете против? Нет? Отлично.
Единодушие исчезнет буквально через несколько строк. Следствие свободы вероисповедания — свобода школы от религий. Так что нынешний порядок с частными школами на основе религиозных принципов — настоящий абсурд.
Большинство читателей сразу подумали о школах Корана, в которых шведских детей учат отбарабанивать суры Корана и внушают им всякого рода недемократические представления, например, о неполноценности и подчиненном положении женщин. Но более или менее безумные христианские секты тоже используют частные школы, чтобы муштровать детей в антидемократическом духе.
Разумеется, таких элементов не должно быть в системе школьного образования в демократическом государстве. Но свобода веры и объединений подразумевает, что можно спокойно организовывать частное религиозное обучение вне школьных стен, такое, как воскресные школы в прежние времена, когда доминирующей конфессией было лютеранство.
Этим методом пользуется и крупнейшая религия современной Швеции — суеверие. Терапия кристаллов, телепатическая связь с пришельцами из космоса, асатру, барабаны троллей, карточные гадания, домовые на чердаке — все это свободно можно изучать вне школы. Вот одно из порождений свободы вероисповедания.
Но в школе любые религии должны быть строго запрещены по демократическим причинам — в том числе и третья по величине конфессия Швеции, то есть ислам.
Вы следите за моей мыслью? Ага, не все. А через пару логических шагов станет еще труднее. Если избавить школу от любых проявлений религии, то не будет места никаким религиозным манифестациям, включая головные платки для девочек и прогулы уроков плавания и гимнастики на том основании, что так повелел бог.
Шведские мусульмане расходятся во мнениях по поводу платков для девочек: одни считают, что никаких платков не надо, другие предлагают маленькую косынку, полудлинный платок или даже одеяние полной длины. В Коране нет четких предписаний на этот счет, так что верующие в замешательстве. Мусульмане должны сами решить. Это становится частью их свободы веры.
Во имя свободы религии в шведских школах нельзя разрешать головные платки на малолетних девочках. Это вопрос того же порядка, что и запрет на детские браки.
Нынешние дебаты не имеют отношения к взрослым женщинам, которые сами выбирают свой стиль поведения. Конечно, школьницам никто не запрещает носить платки по пути в школу и из школы, если они того хотят или если их к тому принуждают. Но только не в школе. В школе не должно быть религии и религиозных символов.
Это далеко не утопический проект реформы. Во Франции, стране, где мусульман в десять раз больше, чем в Швеции, полностью запрещены хиджабы, кипы и кафтаны.
Швеции следовало бы взять пример с Франции, чему есть ряд убедительных аргументов. Во-первых, школа должна быть демократичной. Помимо прочего, это означает, что женщины имеют одинаковые права и одинаковую ценность с мужчинами. А у девочек из мусульманской среды должно быть место, где их никто не заставляет демонстрировать подчинение.
Право девочек носить платок того или иного типа может вызвать ряд нежелательных последствий. Им придется разрешить не посещать уроки гимнастики и плавания, и требование разделять девочек и мальчиков ширмой уже не будет звучать неуместно. А новые пожелания в области религиозно обусловленной одежды и вовсе превратят школу в маскарад неравноправия. Вопреки изначальному намерению.
А что говорят «Шведские демократы»? Само собой, они тоже активно протестуют против платков на школьницах — по той же причине, по какой требуют больше свинины в школьном меню. Чаще всего их мотивация основана на ксенофобии и ненависти к исламу. Они тоже исходят из антидемократических соображений. И они не решаются требовать полного запрета на хиджабы лишь потому, что испытывают тактические опасения, что это закрепит на них клеймо расистов. Они прекрасно понимают, что за пока еще не получившей статус партийного курса ненавистью ко всему, что трактуется как «скрытая исламизация», лежит что угодно, только не забота о демократии и равноправии.
Так что пора с разных сторон выдвинуть требование о строго демократической шведской школе со свободой веры и свободой от веры. Это необходимо сделать, прежде чем «Шведские демократы» отравят проблему своей ненавистью к иностранцам. Было бы идеально, если бы Социал-демократическая партия хоть раз осмелилась выдвинуть инициативу. «Шведские демократы» остались бы далеко позади, и демократические школьные правила были бы введены без малейшего намека на расизм. Франция смогла, значит, и Швеция сможет.