Кризис последних трех лет на Украине обострил дипломатические и экономические отношения между Россией и Западом до такой степени, что недалеко оказалось до полного разрыва. Впервые после окончания холодной войны отношения дали такую глубокую геополитическую трещину, что это угрожает стабильности и миру на всем европейском континенте.
Советский Союз, одна из двух мировых держав периода после Второй мировой войны, развалился в последнее десятилетие XX века. Коммунистический проект и вера в то, что экономическое и социальное развитие могут набирать обороты при сосредоточении всех ресурсов в руках государства, без учета прав отдельных граждан, прав собственности и принципа разделения власти, потерпели полный крах.
Развал СССР, ставший результатом его внутренних противоречий, сначала укрепил позицию на мировой арене США и их западных союзников.
Европейский Союз решил распространить свое экономическое и политическое влияние на бывшие братские страны социализма в Центральной Европе и на Востоке. Европейский союз предложил принять в свой состав как полноправных членов страны, готовые на глубокие внутренние реформы, включая либерализацию экономики, переориентацию на законы общего рынка и демократизацию политической системы.
Следующим шагом для этих стран было присоединение к военному альянсу НАТО под предводительством США.
По этому пути успешно пошли страны Прибалтики, Польша, Чешская и Словацкая Республики. Однако со стороны Болгарии, Венгрии, Румынии, Сербии, Боснии и Герцеговины и Черногории возникали сложности.
На этом, уже довольно недавнем, этапе Европейский Союз и НАТО поставили своей целью распространить свое экономическое и военное влияние вплоть до стран, имеющих с Россией совместные границы и стратегические и экономические интересы в долгосрочной перспективе. Я говорю не только об Украине, но и о Белоруссии, Грузии, Казахстане и Молдавии.
Эти попытки вызвали враждебную реакцию со стороны России, которая расценила военное присутствие НАТО вблизи своих границ как угрозу своей национальной безопасности, своим жизненно важным интересам. Авторитарное правительство президента Владимира Путина воспользовалось этими обстоятельствами для укрепления своей внутренней популярности средствами ультранационалистической политики защиты российских интересов.
Расширение границ европейского экономического проекта по направлению к странам, которые традиционно входили в сферу влияния России, было воспринято Москвой как прямая угроза ее экономическому проекту «евроазиатской интеграции».
Этот план, помимо вышеперечисленных стран, включал в себя несколько бывших советских республик Центральной Азии, которые глубоко интегрированы — в том, что касается торгово-инвестиционных отношений и отношений в области энергетики — в российское экономическое пространство.
Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 года, в результате которого был свергнут авторитарный режим пророссийского, но избранного демократическим путем президента, оказался последней каплей.
В скором времени русские оккупировали крымский полуостров, и началось сепаратистское пророссийское движение (при тайной поддержке Москвы) на Донбассе, где превалирует демографическое, языковое и экономическое влияние русских.
Ответ западных союзников на российское военное вторжение имело скорее риторический, нежели практический смысл. Потом присоединятся экономические и финансовые санкции, меры репрессивного характера и меры, возникшие в ответ на таковые, что повлечет за собой серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом.
Нынешний статус-кво являет собой латентную угрозу миру в Европе. Усугубление конфликта и все растущее отчуждение между Западом и Россией могут повлечь за собой создание в будущем стратегического и военного альянса между Россией и Китаем, что серьезнейшим образом отразится на геополитическом равновесии в мире.
Возникновение биполярного мира, в котором будет развиваться конкуренция между США и их союзниками, с одной стороны, и Китаем и Россией, с другой стороны, втянет мир в очередную холодную войну с ее гонкой вооружений, разрастающимися региональными и локальными конфликтами и отсутствием покоя и определенности.
Создание двух противоборствующих блоков вернет нас в мир неуверенности и незащищенности, перечеркнув тот огромный экономический и социальный глобальный скачок, который мы сделали в последние десятилетия.
Такая ситуация особенно негативно скажется на таких странах, как Аргентина, долгосрочным национальным интересам которой шли на пользу открытая мировая экономика и геополитическая многополярность (как это доказывает история нашей экономики и дипломатии с 1850 по 1940 годы).
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, США и Европа должны подтвердить свою безусловную готовность защищать страны-члены НАТО от возможной российской агрессии. В первую очередь, это касается Польши и стран Балтики, особенно остро воспринимающих такую возможность в свете военной и политической оккупации этих стран на протяжении практически 50 лет советского правления.
Но в то же время, они должны взять на себя обязательство не расширять НАТО к странам российской периферии, признать аннексию Крыма и, в ответ на сворачивание военного присутствия России на украинской территории, убедить Киев наделить его восточные регионы широкой автономией.
Вторым шагом должна быть интеграция России в общеевропейское пространство, включая НАТО (как было предложено бывшим президентом Бушем-старшим и его госсекретарем Джеймсом Бейкером), что не только обеспечит мир во всей Европе, но и будет способствовать постепенной либерализации политической системы и экономики России.
Россия — это не только родина Путина, это еще и великая европейская нация, которая, при соответствующих предпосылках, могла бы постепенно интегрироваться в расширенную и демократическую Европу, которая, в свою очередь, распростерлась бы от берегов Атлантического океана до Владивостока.
Фелипе де ла Бальсе — бизнесмен и экономист по международным вопросам.