Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Самое опасное место в мире

© AP Photo / Noel Celis, PoolВМС Филлипин в водах Южно-Китайского моря
ВМС Филлипин в водах Южно-Китайского моря
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай и Россия ведут наступление на правила, которые служат миру со времен создания ООН, их действия говорят о возможном крахе международного порядка. Россия уже продемонстрировала, что плевать хотела на свод правил, который должен был гарантировать мир в Европе. Если китайцы таким же образом решат отдать приоритет грубой силе, а не международному праву, мир ждет опасное будущее.

На нас обрушиваются страшные новости. И очень важно отдавать себе отчет в следующем: самое опасное место в мире сейчас — не Лазурный Берег или Дамаск, не Багдад или Южный Судан или еще одно из тех мест, неприятные сообщения из которых переполняют СМИ. Самое опасное место — это Южно-Китайское море. Потому что именно здесь решается вопрос о том, сохранится ли в будущем система, основанная на международном праве, которая служит нам верой и правдой после окончания II мировой войны. Риск военного конфликта между прежде всего Китаем и США нельзя исключить, как ни крути…

Решение, принятоe на этой неделе Международным судом в Гааге, где Постоянный арбитражный суд признал правоту Филиппин в жалобах на поведение Китая в споре из-за территории, обострило ситуацию еще больше. Сейчас все напряженно ждут решения Китая. Cпадет ли напряженность или же угроза конфронтации возрастет? К сожалению, поведение Китая до сего времени говорило о большей вероятности последнего предположения. Китай не собирается подчиняться решению суда в Гааге и угрожает применить силу, если другие попытаются подойти к китайским интересам слишком близко.

В регионе давно неспокойно. В последние 15 лет Китай проводит в отношении соседних стран особенно агрессивную политику. Он предъявил требования на большие территории на море — вплоть до границ других государств. Одновременно с этим США, чье присутствие в регионе очень значительно, имеющие целый ряд договоров об обороне пытаются удержать влияние в регионе.

На кону как важные принципы, так и существенные интересы: через Южно-Китайское море пролегают важнейшие мировые судоходные маршруты, обеспечивающие торговлю между Юго-Восточной Азией и остальным миром, именно поэтому решающее значение для всех вовлеченных сторон имеет обеспечение свободного судоходства в морях. Но у Китая есть также и стратегические, и экономические интересы, которые скрываются за его все более агрессивной политикой: отчасти Китай стремится быть в состоянии защитить поставки нефти и природного газа, которым могли бы угрожать подлодки противника, отчасти есть проблема, которая заключается в предполагаемых существенных нефтяных и газовых месторождениях вокруг многих незаселенных рифов и архипелагов, кроме того, не стоит забывать о существенных интересах Китая в области рыболовства. Китай — самый большой потребитель рыбы в мире, потребление на душу населения там примерно в два раза больше, чем в мире в целом. В последние 15 лет в иностранных водах китайцы ловят примерно один миллион тонн рыбы (на сумму около 2,5 миллиарда долларов).

Китай давно утверждает, что имеет исторические права на многие из архипелагов, на которые претендуют и соседние с ним страны — это, прежде всего, атолл Скарборо Шол (рядом с Филиппинами), Парасельские острова в Южно-Китайском море и острова Сенкаку (на которые претендует Япония). Но существует и масса других притязаний, которые привели Китай к состоянию конфликта почти со всеми странами региона.

Financial Times опубликовала историю о том, как жестко Китай обращается с соседями: на недавней встрече АСЕАН в Китае на уровне министров иностранных дел китайцы выложили на стол документ и потребовали, чтобы все к нему присоединились. Документ доказывал «исторические права» Китая на море. Когда другие стали протестовать, заместитель китайского министра иностранных дел их отругал — и это вызвало огромное негодование министров, многие из которых в своих правительствах являются еще и вице-премьерами.

Это напомнило эпизод, имевший место на встрече АСЕАН во Вьетнаме несколько лет тому назад, когда тогдашний китайский министр иностранных дел объяснил своим коллегам, как все взаимосвязано: вы — маленькие, мы — большие, вот так-то!

Это не особо прибавило желания следовать китайскому стремлению к тому, чтобы спорные пограничные вопросы решались на двусторонних переговорах, а не в рамках системы ООН.

В последние пару лет Китай риторику усилил и одновременно с этим начал закреплять за собой многие необитаемые рифы и острова — например, атолл Скарборо Шол недалеко от Манилы. Здесь есть почти разрушенный коралловый риф, построены плотины, в рифы закачана земля и цемент, созданы военно-воздушные базы, стоит радар, есть готовые системы для запуска ракет и размещены военные. То же самое — и в других местах.

США оказались в неоднозначной позиции, отправив флот в регион и одновременно требуя, чтобы нерешенные вопросы решались в Международном арбитражном суде, как того и требуют правила, записанные в Международной конвенции ООН по морскому праву. Это вызвало язвительные замечания о том, что США Конвенцию по морскому праву не подписали — в отличие от Китая и других сторон…

© REUTERS / CSIS Asia Maritime Transparency Initiative/DigitalGlobeРадиолокационная башня на архипелаге Спратли в Южно-Китайском море
Радиолокационная башня на архипелаге Спратли в Южно-Китайском море


Дело, решение по которому только что было вынесено в Гааге, касается китайской активности у атолла Скарборо Шол. Решение о том, принадлежат ли территории Филиппинам, или Китаю, не принято, но некоторые важные принципы Арбитражный суд зафиксировал:

Во-первых, у Китая нет «исторических прав» на острова, они находятся далеко от китайской материковой территории (а то и другие, например, Вьетнам могут войти во вкус и тоже выдвинуть аналогичные иски).

Во-вторых, независимо от того, у кого есть права на незаселенные острова, право собственности не дает права на создание эксклюзивной экономической зоны в 200 миль вокруг островов (это решение создает важный прецедент для всех других мест, ведь китайцы пытаются создавать искусственные острова).

В-третьих, Китай нарушил права Филиппин, создав укрепления на этих рифах.

И, наконец, было подчеркнуто, что Китай нарушает решения о защите окружающей среды, закрепленные в Конвенции по морскому праву, разрушив ценные коралловые рифы.

Китай заранее заявил, что не подчинится решению. И с тех пор усилил свою риторику. Существуют опасения, что за воинственными выпадами последуют новые меры военного характера — например, размещение боевых самолетов и военных судов, а также создание так называемых идентификационных зон ПВО (Air Defence Identification Zones) вокруг укрепленных атоллов, ставших предметом территориального спора, и требование особого разрешения, если самолет захочет войти в эту зону. Это тот тип эскалации, который уже привел к возникновению опасных ситуаций в отношениях между Китаем и Японией в Восточно-Китайском море. Не исключено, что теперь очередь дойдет до Филиппин, а также до Вьетнама.

Китай не заинтересован в военной конфронтации, в которой могли бы быть задействованы США. Хотя Китай в последние 10-15 лет активно наращивал вооружения, с американцами они справиться не смогут. А США со своей политикой «Поворота к Азии» («Pivot to Asia») дали понять, что именно здесь приоритеты обозначены наиболее четко. (что должно было придать европейцам дополнительное стремление раскошеливаться быстрее там, где речь идет о защите европейской безопасности — особенно в Прибалтике). Но риск непреднамеренной конфронтации, конечно, имеет место, если агрессия и риторика усиливаются.

Самый главный вопрос заключается в том, имеем ли мы дело с возможным крахом международного порядка в условиях, когда такие страны, как Китай и Россия, ведут наступление на те правила, которые хорошо служат миру со времен создания ООН после окончания Второй мировой войны.

Россия уже продемонстрировала, что плевать хотела на этот свод правил, который должен был гарантировать мир в Европе. Если китайцы таким же образом решают отдать приоритет грубой силе, а не международному праву, мир ждет опасное будущее.