Российские оккупационные войска перманентно передвигают т.н. границу Цхинвальского региона (Южная Осетия) вглубь Грузии, захватывая все новые территории, населенные коренными жителями, этническими грузинами. Они вынуждают их покинуть свои дома и стать беженцами. Миссия наблюдателей Европейского союза (МНЕС), единственная международная организация, которая проводит постоянный мониторинг ситуации на территориях вдоль административных границ с Абхазией и Цхинвальским регионом (т.н. Южная Осетия). Мандат действует по всей Грузии, но де-факто власти Абхазии и т.н. Южной Осетии не допускают наблюдателей на контролируемые ими территории. В миссии работает около 200 наблюдателей с разных государств-членов ЕС.
Мы связались с головным офисом Миссии наблюдателей СЕ в Тбилиси. Портал «Грузия online« предлагает интервью с господином Джоном Дурнином, пресс-спикером, главой Офиса по связям с общественностью и СМИ. Ответы мы получили по электронной почте, так как интервью не проходило в режиме тет-а-тет.
«Грузия online»: Насколько выполняется соглашение, которое было подписано после августовской войны?
Джон Дурнин: В значительной степени, пять из шести пунктов соблюдаются: стороны не прибегали к силе; боевые действия закончились; существует относительно свободный доступ к гуманитарной помощи; грузинские военные силы выведены на свои базы; и международные переговоры по мерам обеспечения безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии регулярно проводятся в Женеве. Тем не менее, пункт 5 до сих пор не выполнен: российские военные силы не отошли на линии, занимаемые ими до начала военных действий. Это несмотря на соглашение со стороны российских властей (подписанное Дмитрием Медведевым), выполнять соглашение.
— В конце июня состоялась 67-я встреча в Ергнети в рамках Механизмов Предотвращения и Реагирования на Инциденты (МПРИ). Как вы оцениваете проделанную работу (желательно, привести диаграммы, цифры, например, сколько было похищено лиц грузинской национальности в конфликтных регионах Грузии — Абхазии и Цхинвальском регионе, сколько остаются в заключении; похищали ли с грузинской стороны; сколько освободили за это время; положение прав человека— жителей этих территорий, особенно тяжелое положение этнических грузин в Гальском районе Абхазии; положительные и отрицательные тенденции в этих районах и др.)?
— МПРИ является единственным доступным механизмом, где все стороны могут говорить непосредственно друг с другом о ситуациях и проблемах, которые могут подорвать давнишнюю стабильность, достигнутую за счет постоянных усилий со всех сторон, и Миссии. Многие вопросы обсуждаются в рамках этого форума, в том числе задержания, уголовные расследования и деятельность представителей структур безопасности, работающих вдоль административной границы, которые были главными темами 67-ой встречи МПРИ.
— В вашем пресс-релизе написано, что «Участники встречи согласились с тем что, если некоторые из вызовов не будут разрешены своевременно, возможно, превратятся в источники напряженности». О каких вызовах идет речь и как их можно разрешить?
— Действительно, период между этой встречей МПРИ и предыдущей в мае, характеризовался необычайно большим количеством задержаний, и это было предметом серьезной обеспокоенности МНЕС, ОБСЕ и грузинских участников на встрече. Были обвинения, что некоторые из этих задержаний, возможно, произошли на территории администрируемой Тбилиси, и это может привести к напряженности. МНЕС продолжает выступать за проявление сдержанности всеми сторонами и рекомендует использовать Горячую Линию для посредничества и разрешения спорных вопросов.
— Есть ли у вас возможность общения с местными жителями в независимости от этнической принадлежности. Какие проблемы их больше всего беспокоят, с какими положительными и/или отрицательными эмоциями они поделились в общении с представителями вашей миссии?
— Как бы вы оценили отношения осетинской и абхазской сторон к грузинской — улучшаются или наоборот, ухудшаются; или остались на том же уровне неприемлемости?
— Наш опыт показывает, что фундаментально отношения всех участников наших дискуссий являются профессиональными. Конечно, есть различия во мнениях — не было бы никакой необходимости в дискуссии, если бы не существовали такие различия — но все участники понимают, что для того, чтобы сосуществовать и «иметь хорошие отношения» друг с другом, все мы должны справляться с этими различиями профессионально и стремиться наилучшим образом находить решения и урегулировать вопросы.
— «С начала развертывания нашей Миссии, мы патрулируем круглосуточно, в частности, в районах, прилегающих к административным границам с Абхазией и Южной Осетией, с тем чтобы способствовать структурам ЕС, принимающим решения, сформировать свою политику в Грузии и регионе в целом». Я привела еще одну цитату из вашего пресс-релиза, мой вопрос: что означает «сформировать свою политику в Грузии и регионе в целом»?
— МНЕС является уникальной среди миссий, которые действуют в рамках общей европейской политики безопасности и обороны (ОЕПБО) в том, что в отличие от других миссий ОЕПБО, мы не имеем исполнительную функцию; то есть, мы не предоставляем консультации правительству принимающей страны, не принимаем участие в тренинге сотрудников службы безопасности и не проводим какие-либо реформы сектора безопасности. Мы просто наблюдаем и сообщаем достоверно и подробно о ситуации на местах в Грузии, особенно вдоль административных границ между территорией администрируемой Тбилиси и как Абхазией, так и Южной Осетией. Это означает, что все страны-участницы Европейского Союза полностью доверяют нашей беспристрастной и объективной отчетности в плане предоставления им необходимой информации для формирования индивидуальной политики в отношении Грузии, а также в эффективном способствовании формирования политики ЕС, выраженной Европейской службой внешних действий в Брюсселе.
— «Посол Гюнтер Бехлер проинформировал участников о планах дальнейшей работы по делам пропавших без вести лиц» — В чем заключается суть плана, будут какие-то изменения?
— Посол Бехлер говорил о планах дальнейшей работы по делам пропавших без вести лиц, которая может включать экспертизу независимого эксперта, направленного от ОБСЕ. Югоосетинская сторона не возражает против его участия в этих случаях.