Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стоит ли опасаться войны с Россией к 2030 году?

© Фото : аккаунт WTO на FacebookРоссийская Федерация в WTO
Российская Федерация в WTO
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цель России — вернуть себе статус великой державы. Для этого она использует экономические, военные и дипломатические стратегии, которые заставляют опасаться худшего. Предлагаем вашему вниманию аналитику Фредрика Весслау и Эндрю Уилсона из Европейского совета по международным отношениям, рассказывающую о возможных путях развития отношений между Россией и ее соседями к 2030 году.

Цель России — вернуть себе статус великой державы. Для этого она использует экономические, военные и дипломатические стратегии, которые заставляют опасаться худшего ее соседей и Европейский Союз. Предлагаем вашему вниманию аналитику Фредрика Весслау и Эндрю Уилсона из Европейского совета по международным отношениям.

Как утверждает Роскосмос, к 2030 году Россия колонизирует Луну: космонавты построят там базу с солнечными батареями и лабораторией, а на орбите будет летать спутник. Президент Путин к тому моменту, наверное, уже уйдет или все еще будет лидером страны. Россиян станет на 5 миллионов меньше, чем сейчас, а экономический рост застопорится. Остается лишь вопрос по поводу места страны на международной арене…

В докладе Европейского совета по международным отношениям мы рассмотрели, по какому пути развития могут пойти Россия и ее соседи с востока ЕС к 2030 году.

Кремль использует конфликты для укрепления легитимности

С избрания Путина президентом в 2000 году его общественный договор с населением опирается на регулярное повышение качества жизни. С 1999 по 2013 год средняя зарплата выросла с 60 до 940 долларов. Как бы то ни было, эти положительные итоги оказались под вопросом.

После подъема в ближайшие два года рост российской экономики установится у отметки в 1% в год. Этот экономический тупик объясняется не только западными санкциями, но и более серьезными проблемами: демографический спад, коррупция, слабость правового государства и неэффективное управление. К 2030 году Россия опустится на пять позиций в списке крупнейших мировых экономик, оказавшись на 15 месте.

Для укрепления легитимности Кремль полагается на национализм, авантюризм в иностранных делах и обозначение внешних врагов. Будут новые «маленькие победоносные войны» (в соседних странах, на Ближнем Востоке, в Египте), как мы это уже видели в Крыму и Сирии. Цель — упрочить собственную легитимность, отвлечь внимание от экономики и дать основания риторике о том, что Россия вновь является великой державой.

Стремление к эскалации, если не к войне


Недавние военные авантюры (Сирия, Украина, Грузия) показали Москве, что военная сила является эффективным инструментом внешней политики для достижения дипломатических и политических целей. Модернизация армии наталкивается на препятствие в лице ограниченных ресурсов, но дает в руки Кремлю еще один мощный инструмент.

Российские вооруженные силы будут и дальше рассматривать целью НАТО и соседние страны. Самые уязвимые регионы — это Прибалтика, западная часть Балкан и Средняя Азия. Россия не пытается начать войну с Западом, но явно усматривает интерес в эскалации напряженности вплоть до заявлений о готовности (реальной или показной) применить ядерное оружие.

Соседи под прицелом

Россия будет пытаться утвердить доминирующее положение в отношениях с ближайшими соседями, в частности с Украиной. Послушные соседи крайне важны для национальной безопасности России и ее планов на великодержавность. Задача максимум тут — сформировать кружок дружелюбных и верных стран, которые равняются на позиции Москвы. Задача минимум — кружок слабых и проблемных государств с коррумпированным руководством, которые не в стоянии провести реформы и вступить в НАТО и ЕС (то есть, по факту, подчинены Москве).

Грузия, Украина и Молдавия будут барахтаться между полудемократией и частичными реформами. Посткоммунизм гораздо труднее поддается реформам, чем коммунизм, поскольку местная элита и коррупционные круги получили в руки средства для воспроизводства их власти. Олигархи и политики контролируют прессу и манипулируют политикой. Искаженная судебная система защищает элиту и подрывает правовое государство.

Белоруссия, Армения и Азербайджан будут переживать спад в попытках нащупать равновесие между ЕС и Россией. Белоруссия и Армения останутся сателлитами России, однако уменьшение ресурсов Москвы спровоцирует подъем напряженности и угрозы со стороны Минска и даже Еревана, которые будут пытаться равняться на Запад. Получит развитие белорусский и армянский национализм.

У Европы мало политических возможностей

У влияния Европы на поведение России есть серьезные пределы. В частности, это связано со стремлением Кремля укрепить легитимность на фоне экономического кризиса.

Такая ситуация оставляет Европе очень мало хороших политических возможностей. Экономические санкции суровы, недешево обходятся Европе и становятся аргументом в пользу кремлевского представления действительности. Расширение сил сдерживания в восточных странах поднимает классическую оборонную дилемму и тоже играет на руку Кремлю. Однако, несмотря на все недостатки этих мер, с учетом агрессивности России они необходимы для защиты основополагающих принципов безопасности Европы.

Диалог очень важен, но должен вестись подобающим образом, а не означать молчаливое согласие с выходками России на Украине и не быть синонимом необходимости вести дела, словно ничего не случилось. Так как сейчас складывается тенденция к конфликтам, требуется открыть каналы связи с Москвой во избежание роковых просчетов.