Король Марокко Мухаммед VI поставил радикальный исламизм вне закона. Этот шаг можно считать поворотным моментом в мировой войне с джихадизмом.
На дворе 21 августа.
Король Марокко произносит в Танжере ежегодную речь в память революции короля и народа.
И вот после общих рассуждений о темных сторонах «недостаточного развития», «судьбе Африки» и, чуть более неожиданно, вкладе «марокканского сопротивления в алжирскую революцию», он переходит в наступление на радикальный исламизм и мрачную череду убийств, которые недавно были совершены от его имени, начиная с расправы над католическим священником «в стенах его церкви» 26 июля…
Ничего примечательного?
И да, и нет.
Прежде всего, я еще не слышал, чтобы какой-нибудь другой глава государства в этой части света произносил столь жесткие слова. Кроме того, этот глава государства — совсем не простой человек: его титулы «лидера правоверных» и «потомка Пророка» означают, что любые его заявления привлекают к себе куда больше внимания.
Причем он не довольствуется просто объявлением войны джихадистам.
Он объявляет им войну на земле и на небе. Он ставит их вне закона, не только людского, но и божественного.
Он бросает им вызов на поле их собственной веры и смысла, который они хотели бы придать тем или иным аятам Корана. Он обвиняет их в надувательстве, отталкиваясь от других аятов, других комментариев или же собственного суверенного их толкования.
У человека всегда может возникнуть желание не влезать в спор.
Он может, как и практически все поголовно мусульманские и немусульманские лидеры, до тошноты твердить об «отсутствии связи» между исламизмом и исламом.
Мухаммед VI поступил иначе.
Он признал связь и перерубил ее.
Он не собирается позволять этим бандитам говорить от имени Бога, во всеуслышание лишает их этого.
В начале правления он запустил масштабную реформу для уравнивания в правах мужчин и женщин, при этом он консультировался не только с женскими организациями, но и с религиозными авторитетами. Через два года все это привело к принятию Семейного кодекса, который соответствовал не только заповедям веры, но и требованиям прав человека.
Точно так же на христианском Западе шла эмансипация эпохи Просвещения: теология против теологии, Бог естественного права против Бога истязателей тела. В итоге же мы получили, как у Лока, так и Бодена, признание за каждым человеком частичной трансцендентности как самой надежной гарантии нерушимости его прав.
Все это время нам твердят, что в исламе нет ни сдержек, ни привилегированных мнений…
Только вот это не так.
«У вас есть выбор», — говорит Мухаммед VI своим подданным и всем суннитам, которые признают его авторитет.
Самопровозглашенный эмир Мосула или потомок Али.
Мутный халифат без истории и мудрости, который держится огнем и мечом. Или династия, которая существовала века и пережила власть османов, так и не отказавшись от самой себя.
Но внимание!
Как лидер верующих он добавляет следующее: если вы выберете первое, если встанете под черный флаг так называемых халифов, которые «интерпретируют Коран и сунну в соответствии со своими интересами» и «безосновательно отлучают людей», вы «сами отлучаете себя», погрязаете в «неверии», вам светит не рай и девственницы, как это обещают шарлатаны, а «место в аду».
Такова суть прозвучавшей в Танжере речи.
Таков широкий жест внука султана, который в 1942 году пристыдил французское государство, встав на сторону евреев протектората.
Пусть теперь его союзники оценят масштабы события.
Пусть они осознают тот риск, на который он пошел, когда вступил в прямое противостояние с сектой преступников.
И пусть они не поскупятся на моральную, финансовую и политическую поддержку, которая непременно потребуется ему в назревающем противостоянии.
Марокко оказалось на передовой. И нам нужно быть вместе с ним.