Не так давно, около двух лет назад, Россия была одним из важнейших торговых партнеров Турции. По состоянию на конец 2014 года общий товарооборот между Россией и Турцией составлял 31 миллиард долларов. Наряду с нашим экспортом в объеме семи миллиардов долларов важным пунктом этого товарооборота был наш импорт природного газа из России в объеме 16,5 миллиарда долларов в год.
Второй важной областью торговых отношений был туризм. Отдыхающие из России обеспечивали важный вклад в доходы Турции от туризма. Три миллиона российских граждан давали Турции три миллиарда долларов в год. К этому следует добавить инфраструктурные проекты, которые турецкие подрядчики получали в России. Если продолжать судить по данным конца 2014 года, мы увидим цифру почти в 20 миллиардов долларов. Вот какой важной в экономическом плане страной и рынком Россия была для Турции до конца ноября 2015 года. Как известно, «уничтожение российского самолета» в ноябре прошлого года стало переломным моментом в турецко-российских торговых отношениях. Напряженность, возросшая после этого инцидента, и последовавшая за ней «заморозка» экономических отношений во многих вышеупомянутых секторах привела к тому, что дела многих компаний, работавших по оси Россия — Турция, практически остановились.
Отношения с Россией восстанавливаются, но…
Переговоры, которые российский и турецкий лидеры провели на полях саммита G20 в Китае, вслед за визитом президента Эрдогана и сопровождавшей его делегации в Санкт-Петербург в прошлом месяце, дали сигнал о начале потепления торговых отношений между Турцией и Россией. Но о том, что торговые отношения сразу придут в прежнее состояние, здесь речи не идет. Мы помним слова президента России Путина: «Это займет один-два года». В соответствии с этими словами, срок, прогнозируемый на отмену виз, которые Россия ввела в отношении турецких граждан после самолетного кризиса, — тоже «полтора-два года».
Тем не менее некоторые сферы относительно быстро выздоравливают после двусторонних контактов. В первую очередь приходит на ум «возобновление чартерных рейсов из России и приезд российских туристов в Турцию». Это событие не стоит упускать из виду, особенно если учесть, что 75% российских туристов прибывает в Турцию чартерными рейсами. Это ободряющая новость для сектора туризма, который провел крайне неблагоприятный год и, как ожидается, завершит текущий 2016-й с потерями в доходах на уровне семи-восьми миллиардов долларов.
Другой вопрос — экспорт свежих овощей и фруктов. Экспорт плодово-овощной продукции, который Турция осуществляла с учетом России, можно грубо оценить в 2,5 миллиарда долларов. Воскрешение этого рынка — радостная новость. По итогам двусторонних переговоров в этом вопросе возникло согласие. Но, несмотря на то, что с момента поставленных подписей прошло больше месяца, какого-либо прогресса в экспорте свежих овощей и фруктов не было. Пока русские не могли покупать товары из Турции, они удовлетворяли свои потребности в них за счет других стран. На освобожденные турками ниши пришли Греция, Тунис и некоторые страны Африки. Поэтому сейчас, с открытием турецкого рынка, русские несколько медлят и оказывают ценовое давление. Турецким экспортерам будет непросто снова завоевать российский рынок свежих овощей и фруктов. Но даже возобновление торговли в настоящее время — позитивное событие для турецкой стороны.
Турция и Россия — два важных игрока в регионе. Россия — 11-я по величине экономика мира, Турция — 17-я. Таяние льдов в отношениях между ними, очевидно, займет время. Российская сторона, воссоздавая отношения с Турцией, может особенно настаивать на некоторых новых условиях: снижении цен, дополнительных проверках и так далее. Впрочем, все это решаемые проблемы. Для турецких бизнесменов Россия — большой рынок, которым нельзя пренебрегать. В некотором смысле российский рынок стал монопольным, особенно что касается удовлетворения потребности Турции в природном газе: ее торговый дефицит на этом рынке составляет более 20 миллиардов долларов в год. Остается надеяться, что Турция, возвращаясь на российский рынок, сможет выйти на него с долгосрочными стратегиями и еще более незаменимыми товарами.