Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Легенда Америки F-16 против китайского J-20, российского Су-35 и ПАК-ФА: кто победит?

© flickr.com / US Air ForceИстребитель F-16 Fighting Falcon на авиашоу, США
Истребитель F-16 Fighting Falcon на авиашоу, США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самолет F-16 первоначально задумывался как легкий истребитель для вооруженных сил США и их союзников по НАТО. В американских ВВС эта машина под названием «Атакующий сокол» должна была занять нижнюю ступеньку в паре с исключительно боеспособным F-15. Из-за стечения обстоятельств он все еще находится на службе, и его серьезно превосходят российские и китайские истребители нового поколения.

Самолет F-16 первоначально задумывался как легкий истребитель для вооруженных сил США и их союзников по НАТО. В американских ВВС эта машина под названием «Атакующий сокол» должна была занять нижнюю ступеньку в паре с исключительно боеспособным F-15, став более дешевым, но менее сильным самолетом. У натовских союзников F-16 должен был стать фронтовым истребителем, придя на смену устаревшим самолетам F-104 и F-15.

Но этот обладающий прекрасными характеристиками маленький одномоторный истребитель неизбежно был привлечен к выполнению более широкого круга задач. Первоначально задумывалось, что F-16 будет вооружен только ракетами малой дальности AIM-9 Sidewinder, однако со временем «Атакующий сокол» получил возможность запускать ракеты гораздо больше дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM. Постепенно он превратился в боевую платформу широкого назначения, способную выполнять задачи по непосредственной авиационной поддержке, изоляции поля боя с воздуха и подавлению средств ПВО, и оснащенную богатым арсеналом высокоточных управляемых ракет, в том числе, AGM-65 Maverick, противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, и управляемых авиабомб с комплектами наведения JDAM.

Из-за стечения обстоятельств (серия опустошающих бюджет войн на Ближнем Востоке, для которых F-16 был «достаточно хорош», и задержки с созданием совместного ударного истребителя F-35) F-16 летает гораздо дольше, чем планировалось вначале. Почему F-16 до сих пор находится на вооружении — это тема для другой статьи, но основной вывод заключается в следующем: он все еще находится на службе, и его серьезно превосходят российские и китайские истребители нового поколения.


Для начала давайте взглянем на одну из последних и наиболее популярных версий F-16, получившую название Block 50. У этой модификации имеется РЛС AN/APG-68V(5), турбореактивный двухконтурный двигатель F100-PW-229 и адаптивный автомат отстрела ложных целей AN/ALE-47. Максимальная длительно поддерживаемая скорость у Block 50 М=1,89, дальность полета без дозаправки 580 километров, а потолок «свыше 15,2 километра». Самолет может нести на борту до шести ракет малой дальности с инфракрасным самонаведением AIM-9 Sidewinder или шесть ракет для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости AIM-120 AMRAAM, а также их сочетание.

Несмотря на долговечность F-16, его устаревание оказалось неизбежным. Он не лучшим образом покажет себя в бою с мощными российскими и китайскими истребителями нового поколения. Российские истребители Су-35 и ПАК-ФА, а также китайский истребитель-невидимка J-20, о которых мы говорили на страницах этого издания раньше, сделали «Атакующего сокола» устаревшей машиной.

Хотя Су-35 создавался на базе Су-27, ставшего современником F-16, этот самолет гораздо современнее и имеет большую степень модернизации, чем храбрый американский истребитель. Наверное, Су-35 нельзя назвать невидимкой, но он может обнаружить и нанести удар по F-16 еще до того, как «Атакующий сокол» засечет его, из-за чего американский самолет оказывается в проигрышном положении. В воздушном бою один на один F-16 вообще вряд ли сумеет приблизиться к Су-35 на достаточно близкое расстояние, чтобы задействовать свою легендарную маневренность.

Новые истребители, такие как российский ПАК-ФА и китайский J-20, будут обладать аналогичными преимуществами. А их малозаметная конструкция в конечном счете означает, что F-16 не успеет даже засечь противника, прежде чем поймет, что уже стал мишенью управляемой ракеты, дальность действия которой превышает пределы прямой видимости. Эти самолеты можно будет увидеть на экране радаров лишь на короткий промежуток времени, когда у них откроются дверки отсека вооружений.

Что можно сделать для повышения шансов F-16? У новейшего варианта «Атакующего сокола» F-16V будет бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой APG-83 (SABR), которая станет первой в своем роде на борту этой машины. SABR называют «техникой истребителей пятого поколения», и эта РЛС действительно обещает обнаруживать, сопровождать и опознавать цели быстрее других, более старых радаров. Самолеты тайваньских ВВС F-16 станут первыми, которые будут доведены до стандарта V. В ВВС США думают о программе продления ресурса некоторых самолетов из числа F-16C, и самым очевидным кандидатом на установку является РЛС APG-83 SABR.

Но повышение возможностей по обнаружению целей это лишь половина проблемы. Хотя у малозаметности есть свои недостатки, а меры подавления неизбежны, следует сказать, что эта характеристика, наряду с радиолокационным противодействием и радиоэлектронным подавлением, на сегодня стала неотъемлемой частью современных боевых самолетов. Расхваливая свои меры борьбы с машинами-невидимками, Китай и Россия одновременно добиваются того, чтобы их самолеты были как можно более малозаметными. Обе страны, стремящиеся догнать США, готовы тратить немалые средства на малозаметность, и это убедительно подтверждает ценность данной характеристики.

Скорее всего, бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой APG-83 даст F-16 больше возможностей обнаруживать истребители пятого поколения, такие как ПАК-ФА и J-20. Но и вражеские самолеты смогут с легкостью обнаруживать американские машины. Такую проблему как отсутствие у F-16 характеристик малозаметности невозможно решить за счет модернизации корпуса или мер радиоэлектронной борьбы. Единственный выход — построить новый самолет.

F-16 по-прежнему сохраняет свою ценность в борьбе с небольшими и не самыми современными в техническом отношении ВВС и ПВО, а также в конфликтах низкой и средней интенсивности, скажем, в Ливии или в Сирии. Самолет также весьма полезен в качестве средства доставки боеприпасов к цели, таких как высокоточная крылатая ракета JASSM класса «воздух — поверхность», но действовать в таком случае он должен под прикрытием истребителей F-22 и F-35. Но благодаря ПАК-ФА и J-20 его дни как главного фронтового истребителя сочтены. Когда на вооружение США и их натовских и азиатских союзников начнут поступать F-35, самолет F-16 начнет свой долгий полет на заслуженный отдых.

Кайл Мизоками является специалистом в области обороны и национальной безопасности. Он живет и работает в Сан-Франциско, а его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога Japan Security Watch.