Если ничего не ждать, то не придется разочароваться. Это не худший подход к жизни вообще и к экономике в частности. Особенно он актуален для мероприятий ОПЕК, потому что разногласия внутри этой группы стран, никогда не отличавшейся единодушием, сейчас достигли поразительного масштаба.
Пока попытки договориться ни к чему не приводили. Можно было бы предположить, что также получится и в эту среду, на которую намечена неофициальная встреча 14 стран-членов ОПЕК. Она должна пройти в Алжире, после начинающегося в понедельник Международного энергетического форума. К переговорам также может присоединиться высокопоставленная российская делегация, участвующая в форуме.
Несмотря на неудачный исход предыдущих встреч, есть шанс, что на сей раз все будет иначе. Россия и Саудовская Аравия могут заморозить добычу, а Иран — установить на нее ограничение. В таком случае, это, скорее всего, сразу же скажется на нефтяных ценах.
За последние месяцы и Россия, и Саудовская Аравия довели добычу до рекордных уровней. Иран, теоретически освобожденный от санкций, пока восстанавливает свою нефтяную промышленность. По моим приблизительным подсчетам, на долю этой тройки приходится треть мировой добычи нефти. Если бы в этом году они не наращивали добычу, нефтяные цены восстанавливались бы намного быстрее.
Смогут ли они найти общий язык? На этот счет сейчас ходят разные слухи. Например, поговаривают, что Россия не будет вступать в переговоры с ОПЕК, пока (или если) члены организации не договорятся об уровне добычи. Отношения между Саудовской Аравией и Ираном остаются напряженными.
Между тем в интересах нефтедобывающих стран было бы прийти к соглашению; поэтому нельзя исключать, что они могут достигнуть определенных договоренностей. Заметим, что как два года назад никто не предсказывал коллапс нефтяных цен, так и сейчас почти никто не предсказывает их восстановление до 80 долларов за баррель.
Последствия соглашения могут быть огромными. Как минимум, это положит конец падению цен и приведет к намного более быстрому росту процентных ставок, чем сейчас ожидают рынки. Я совсем не уверен, что так будет, но сама возможность этого делает встречу в Алжире наиболее важным мероприятием ближайших нескольких дней.
Во-вторых, до пятницы мы узнаем некоторые показатели британской экономики за истекший период, подтверждающие уверенный рост во втором квартале. Среди прочего будут опубликованы квартальные сведения по платежному балансу. Однако наиболее интересны будут данные, косвенно показывающие, что происходит в настоящий момент, — в частности публикуемый Конфедерацией британской промышленности во вторник обзор розничной торговли и публикуемый в пятницу компанией GfK индекс потребительского доверия.
Также важны индексы из сектора услуг, которые продемонстрируют, что происходило в нем в первые недели после референдума о выходе из ЕС. Разумеется, в нем будут искать признаки спада, но я полагаю, что пессимисты будут разочарованы. Хотя исход референдума, бесспорно, был шоком, пока последствия этого шока скажутся на системе, должно пройти некоторое время. В этом году все, скорее всего, будет в порядке. Если какие-то проблемы и будут, то они настигнут нас в 2017 году.
В-третьих, мне интересно, что происходит на жилищном рынке. В четверг Bank of England опубликует данные по одобрению ипотечных кредитов. В последние месяцы этот показатель был очень слабым, и можно ожидать, что он таким и останется. Это может намекать на ослабление экономики, однако, на мой взгляд, данный эффект, скорее, связан с повышением гербового сбора. Если рост на жилищном рынке остановится — на что происходящее очень похоже, — в следующем году это отрицательно скажется на потреблении.
Американская экономика всегда интересна, но сейчас, когда бизнес готовит планы на случай победы Трампа на выборах, она станет особенно занятна. Британский бизнес (и, судя по всему, международный с серьезными интересами в Британии тоже) в свое время не подготовился к Брекситу. Теперь американцы явно хотят избежать подобной ошибки. Любые новости об их планах однозначно скажутся на финансовых рынках, хотя вряд ли заинтересуют широкую публику.
Наконец, вопрос на перспективу: не достигнут ли «автомобильный пик»? В Британии и в США заметен явный спад автовождения. В США пиковые значения по милям автопробега были достигнуты еще в 2005 году; количество новых водительских прав, выдаваемых в обеих странах, также продолжает снижаться. Это отмечали многие. Между тем, автомобильная промышленность крайне важна, особенно для Германии. Может ли мощный автопром превратиться из сильной стороны экономики в слабую сторону? И что в итоге будет с германским промышленным преобладанием? Последний вопрос также имеет особое значение для дискуссий вокруг Брексита.