Польское правительство недавно отменило заказ 50-ти вертолетов Caracal концерна Airbus Helicopter на сумму в 3,5 миллиарда евро. Франция отреагировала резко. Но может ли она ссориться с Польшей в том, что касается оборонной сферы? Едва ли: Брексит отдалил вторую военную державу Европы, Германия не может вырваться из тисков пацифизма, а военные ресурсы Франции подорваны состоянием государственных финансов. Таким образом, Парижу придется искать общий язык с набирающей силу польской военной державой.
Стабильный экономический рост позволил Польше направить бюджетные средства на единственный в своем роде в Европе проект перевооружения. 2000-е годы были для страны периодом модернизации и развития экономики: Польша выделяется на фоне остальной Европы приростом ВВП на 3,5% с 2015 по 2016 год. В результате государственные финансы вполне благополучны (дефицит в 3% ВВП и долг в 50% ВВП), что позволяет стране направлять на оборонные цели средства в размере натовской нормы в 2% ВВП с 2016 года.
Кроме того, Варшава занимается восстановлением своей грубой силы и в плане национальной доктрины, которая обновляется на регулярной основе. В утвержденном в 2014 году варианте открыто говорится о стремлении обеспечить безопасность Европы и мира во всем мире.
Кроме того, Польше сейчас отводится центральная роль в сфере военных альянсов в Восточной Европе. Она обладает тесными связями с Францией в рамках Веймарского треугольника (Германия, Франция, Польша) и приобрела новую стратегическую значимость прошлой весной: она сыграла решающую роль в учениях НАТО и стала одной из ключевых стран, защищающих Прибалтику от российских угроз. К тому же, ее традиционная близость с США в этом году проявилась в установке десяти батарей ПРО SM3-IIA на территории Польши.
Наконец, Варшава намеревается изменить формат своих вооруженных сил. Министр Обороны Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz) внес в Парламент законопроект о формировании территориальных сил самообороны, то есть активного и боеготового военного резерва, который в то же время занимается обычной профессиональной деятельностью. Такие резервисты могут действовать максимально оперативно в случае оккупации территории.
Опираясь на внушительный оборонный бюджет, обновленную доктрину и прочную сеть альянсов, Польша становится главной военной державой Восточной Европы и стражем на границе с Россией, источником геополитических рисков. Однако восстановление военной мощи может быстро натолкнуться на, по меньшей мере, три препятствия: Польша партии «Право и справедливость» ориентируется на НАТО в ущерб Европе, идет против Франции и Германии в подходе к миграционному кризису и не согласна с Венгрией, своим геополитическим союзником, в позиции по России.
Военная мощь Польши растет, однако ее союзнические связи в Европе еще предстоит выстраивать.