В связи с российской агрессией в Крыму и поддержкой сепаратистов на востоке Украины многие считают, что Соединенные Штаты должны предпринять дальнейшие действия по оказанию помощи Киеву, чтобы он мог сам себя защитить.
Надо сказать, что с 2014 года Соединенные Штаты предоставили Украине военную помощь на сумму 600 миллионов долларов, а также другие виды поддержки.
В связи с российскими военными действиями в Сирии стали появляться сообщения, что европейские и американские руководители во время встреч на будущей неделе обсудят новые санкции против России. Однако публичные дебаты по Украине в США в основном сосредоточены на вопросе о том, предоставлять или нет этой стране летальную военную помощь. Это очень важный вопрос в связи с опасностью российской эскалации и сомнениями в решимости США помогать Украине в вопросах обороны.
Анализ украинского потенциала и проблем, которые грозят этой стране, указывает на потенциал американской поддержки основополагающих реформ в сфере безопасности Украины.
Недавно были опубликованы результаты исследования центра RAND, проведенного для президентской администрации Украины. В нем снизу доверху проанализировано состояние сектора безопасности и обороны этой страны, и подчеркивается необходимость реформ в украинских институтах безопасности, а также указываются их возможные последствия.
Основное внимание в анализе уделяется оборонному сектору. Однако в ходе исследования был проанализирован весь спектр институтов безопасности, включая разведку, контрразведку и военно-технические органы на всех уровнях — от боевых подразделений до министерств.
До войны украинская армия просто была не готова воевать, и хотя с 2014 года налицо определенные улучшения, там остается множество прочно укоренившихся проблем, которые нельзя решить лишь за счет поставок зарубежного оружия и предоставления помощи. Но при правильных действиях можно значительно повысить боевой потенциал украинской армии, усовершенствовать ведение боевых действий, добиться более эффективного использования ресурсов и помочь Украине выйти на уровень евроатлантических стандартов прозрачности и подотчетности.
Наверху существуют разногласия и сомнения относительно того, как исполнительной власти управлять сектором безопасности и обороны. Обязанность президента «руководить» обороной и безопасностью Украины определена недостаточно четко и кое в чем совпадает с обязанностью кабинета министров «направлять и координировать».
В Министерстве обороны Украины и в генеральном штабе ее вооруженных сил отсутствует единый и интегрированный порядок подчиненности. Во главе обоих ведомств стоят военные, что нарушает взаимодействие, подотчетность и гражданский контроль.
Внутренняя безопасность, разведка и военное ведомство существуют и работают обособленно. Главный координирующий орган, каким является Совет национальной безопасности и обороны, служит форумом для дискуссий и играет лишь ограниченную роль в выполнении решений высшего руководства.
Существует ряд мер, способных помочь в решении этих вопросов, в том числе, более четкое определение задач и обязанностей, причем не только на высшем уровне руководства, но и на всех ступенях; укрепление Совета национальной безопасности и обороны, а также реструктуризация военного ведомства, чтобы генеральный штаб подчинялся гражданскому министру.
Далее, несмотря на значительный прогресс, остаются изъяны в основополагающих системах, занимающихся вооружением и оснащением боевых частей и подразделений. Западная техника и обучение способны легко устранить эти изъяны.
Например, что касается системы закупок, на Украине есть крупная оборонная промышленность, производящая большой перечень современной боевой техники. Но эта промышленность ориентирована главным образом на экспорт, чему содействует украинский правовой механизм.
Контракты из единого источника, которые являются неотъемлемой частью непрозрачного ежегодного оборонного заказа, ослабляют конкуренцию и эффективность. Украина добилась определенных успехов в создании прозрачной системы электронных торгов, однако существовавшая до этого система закупок вооружения по-прежнему мешает правительству мобилизовать оборонную промышленность на эффективное обеспечение боевых потребностей страны.
Что касается тылового обеспечения, то основные предметы снабжения боевые части и подразделения сегодня более или менее получают, в отличие от 2014 года. Отчасти это было обеспечено за счет восстановления советской системы. Но на Украине до сих пор действует бумажная система контроля за движением оружия и материального учета, которая лишь изредка заменяется компьютерами.
Без современных электронных систем учета Соединенные Штаты и другие союзники не смогут ответственно предоставлять Украине передовые системы вооружений, и в армии сохранятся серьезные проблемы с распределением важнейших материальных средств.
Это лишь часть из обширного круга вопросов, которые мешают всему оборонному ведомству Украины. Но в то же время, они подчеркивают достижения украинской армии в отражении новых наступлений поддерживаемых Россией сепаратистов. Однако чтобы важнейшие перемены были долговременными и прочными, их должны осуществлять не иностранные советники, а сами украинцы.
Конечно, с момента обретения независимости Украина осуществила немало реформ, добиваясь при этом разных успехов. Сегодняшний период украинской истории после революции Майдана в 2014 году предоставляет уникальную возможность, поскольку и правительство, и значительная часть гражданского общества твердо нацелены на реформы, особенно в сфере безопасности и обороны.
Соединенные Штаты и их союзники уже поддерживают данные усилия, в том числе, за счет предоставления помощи военных советников и высокопоставленных американских руководителей. Но несомненно то, что реформы на Украине — это длительный процесс, который ее партнеры должны всячески поддерживать.
Эндрю Рейдин работает политологом в некоммерческой аналитической организации RAND.
Линн Дэвис — заместитель госсекретаря по контролю вооружений и международной безопасности в период с 1993 по 1997 годы; в настоящее время работает старшим научным сотрудником RAND.