Они появились неожиданно: клоуны, вооруженные ножами и дубинками. Как это сочетается с ксенофобией, террором, климатическим кризисом и Дональдом Трампом?
Во вторник в Румерике был задержан 14-летний подросток в маске клоуна. В тот же вечер два молодых клоуна были остановлены полицией в Будё. В Мёре ог Румсдал две девочки были напуганы клоуном с ножом.
В среду полиция предупредила, что те, кто одевается как клоун и пугает или угрожает людям, будут наказаны. В этот же день полиция во Фредрикстаде сообщила, что один клоун «получил заслуженный удар», когда испугал гуляющего, слушавшего музыку в наушниках.
В четверг в Осло клоун с пилой погнался за мальчиком, шедшим домой из школы. В пятницу поступили сообщения о новых инцидентах, в то же время гигантский магазин игрушек «Ринго» решил убрать с полок костюмы клоунов.
Культура страха и социальные сети
Литературовед Жанна Стиген Дрангсхолт (Janne Stigen Drangsholt) из университета Ставангера объединяет норвежских клоунов с баловством в традиции MТV Jackass. Забавно пугать других, кроме того это похоже на Хэллоуин.
Но основа этого сложнее и серьезнее. Дрангсхолт, исследовавшая, почему мы позволяем пугать себя чудовищами, зомби, вампирами и клоунами, считает, что волна клоунов прежде всего объясняется двумя механизмами: культурой страха и социальными сетями.
«Мы сегодня боимся так много всего — климатического кризиса, террора и иностранцев, вызывающих ксенофобию. Не нужно много, чтобы напугать нас. И клоуны хорошо подходят к этой культуре страха»,— говорит Дрангсхолт.
Массовая истерия в США
Без Facebook, Instagram, Snapchat и YouTube клоунские штуки не распространялись бы так быстро.
«В США клоуны создали массовую истерию. Это показывает, что нам надо быть более осторожными с социальными сетями. Чтобы они нас не захватывали полностью, нам следует сделать шаг назад», — говорит Дрангсхолт.
Первые сообщения осени о неприятных клоунах пришли в августе из Южной Каролины. Явление распространялось быстро, и первых клоунов в Норвегии заметили на прошлой неделе.
«Поскольку женщины обладают хорошими визуальными способностями, у них в социальных сетях большой потенциал. Это те же самые механизмы, которые действуют, когда ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация — прим. ред.) распространяет свои видео с отрезанием головы», — говорит Дрангсхолт, которая написала также комментарий о клоунах для Aftenbladet.
Клоун-убийца убил 33 мальчиков
На прошлой неделе норвежцев пугал не Рональд МакДональд. Клоуны с ножами и дубинками заставляют скорее вспомнить такие явления, как evil clowns и killer clowns (злые клоуны и клоуны-убийцы).
Первым «Клоуном-убийцей» был человек, полностью заслуживший такое прозвище. В 1972–1978 годах Джон Уэйн Гейси из Иллионойса убил или травмировал 33 подростков. В промежутках между нападениями он работал в качестве клоуна «Pogo the Clown» на детских днях рождения.
Злые или страшные клоуны имеют давнюю традицию в поп-культуре. Джокер из Бэтмана (The Joker fra Batman), Красти из Симпсонов (Crusty fra The Simpsons) и Пеннивайз (Pennywise) из романа-ужаса Стивена Кинга (Stephen King) «Это» — вот некоторые примеры.
На прошлой неделе The Guardian писала, что клоуны могли быть пиар-трюком как раз для съемок фильма «Это», который выйдет на экраны следующей осенью. Продюсер позднее отрицал, что имел дело с этими клоунами. В довершение всего Стивен Кинг сам обратился к американцам с просьбой успокоиться с этой клоунской истерией:
«Ребята, пора успокоиться по поводу этой клоунской истерии — большинство из них — добрые, они веселят детей и смешат людей».
Двойственность клоунов
Дрангсхолт называет также британского актера Джозефа Гримальди (Joseph Grimaldi), который в XIX веке создал современного клоуна. Гримальди был веселым парнем с трагической судьбой. Клоуны — носители двойственности, так же, как комедия и трагедия, идущие рука об руку.
«В античных трагедиях всегда был веселый конец. Зрителя не затягивало на самое дно мрака. А у современных клоунов все наоборот, они смешные, но с трагическим измерением. Здесь можно найти часть основы их очарования», — говорит Дрангсхолт.
Дрангсхолт ссылается на Зигмунда Фрейда, когда объясняет, откуда идет страх перед клоунами. Отец психоанализа является основателем понятия das unheimliche (жуткое). Понятие указывает на нечто знакомое и незнакомое.
«Клоун — хороший пример того, как баланс между известным и неизвестным создает неудобство. Совершенно ясно, что клоун — это человек, скрытый за фасадом, но его черты преувеличены, точно так же, как у чудовища. Нарисованный рот улыбается, но под ним скрывается более серьезный рот. Они смешные, но неприятные. Это является для нас психическим и физическим вызовом», — говорит Дрангсхолт.
Клоунофобия
Коулрофобия — это медицинское название клоунофобии. Согласно Википедии, у каждого седьмого человека есть ее симптомы.
Среди самых известных «клоунофобов»- такие смешные герои, как Крамер из «Сайнфелда» и Фил Данфи из «Американской семейки».
Последний из упомянутых не видит никакого другого выхода, как покинуть комнату, когда в ней появляется клоун на дне рождения сына.
Роберт Де Ниро называет Трампа Бозо
Некоторые также указывают на то, что у клоунов есть политический аспект, но Дрангсхолт не верит, что норвежские клоуны имеют какой-то политический налет.
«Клоун — это анархическая фигура, приходящая извне. Он — это общество в другой перспективе. Некоторые также проводили параллели с Трампом», — говорит она.
Последнее произошло после одного видео, где Роберт Де Ниро (Robert De Niro) очень резко высказывается о республиканском кандидате в президенты. В своей тираде ругательств актер называет Трампа Бозо (Bozo) — одним из самых известных американских клоунов. Имя клоуна Бозо настолько часто употреблялось, что со временем стало синонимом слова «клоун».
Обвиняет СМИ
«Традиционные СМИ тоже должны взять на себя часть вины за происходящее», — говорит Дрангсхолт. СМИ, включаяAftenposten, за последнюю неделю демонстрировали низкий уровень в сообщениях о наблюдениях за клоунами.
«Вы помогаете распространять все это среди новых аудиторий. Мне кажется, что многие материалы в Норвегии были малосодержательными, без объяснений. Они во всяком случае не вели к тому, чтобы люди стали меньше бояться клоунов», — говорит Дрангсхолт.