Война на Украине началась в марте 2014 года, когда Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров. За некоторыми исключениями, международное сообщество не признало законной эту операцию, за которой последовало российское наступление на востоке Украины. Хотя ситуация на фронте успокоилась, украинские солдаты, по-прежнему, подвергаться нападению со стороны российских сил и продолжают погибать, а Киев все еще не контролирует свою восточную границу.
Несмотря на сложную политическую и военную ситуацию, Украина провела немало реформ, целью которых является облегчение процесса ее развития. Одной из них является реформа газового сектора в соответствии с положениями Третьего энергетического пакета Европейского Союза. Украина присоединилась к Энергетическому союзу (Energy Union), который представляет собой иностранное измерение энергетической политики Евросоюза, а правительство в Киеве объявило о своем намерении провести соответствующие реформы. Брюссель, со своей стороны, обещал необходимую политическую, экспертную и финансовую поддержку.
В апреле 2015 года Верховная Рада Украины приняла закон о газовом рынке. Одним из его элементов является демонополизация этого сектора за счет разделения государственной компании «Нафтогаз» за добывающую, транспортную и распределительную составляющие. Подобный шаг предусматривает разукрупнение собственности и гарантирует развитие либерального газового рынка в соответствии с положениями Третьего энергетического пакета. Субсидии в отношении оплаты счетов за газ для домохозяйств и государственного сектора, которые представляли собой значительное бремя для испытывающего серьезные проблемы бюджета Украины, должны быть постепенно сокращены.
По данным расположенного в Варшаве Центра восточных исследований (OSW), без введения рыночных цен будет невозможно поправить государственные финансы Украины. В то же время, более эффективное использование газовых ресурсов позволит сократить зависимость от импорта из России, а также снизить влияние Газпрома на политику Киева. После этого станут возможными другие реформы газового сектора в соответствии с требованиями Евросоюза, а в долгосрочной перспективе, и его интеграция в европейскую систему.
Благодаря интеграции с Евросоюзом, Украина станет стабильным посредником в системе поставок российского природного газа в Европу. Это позволит укрепить политическую стабильность в стране, а также будет способствовать созданию более благоприятных условий для проведения других столь же важных реформ, в том числе в области борьбы с коррупцией, в судебной сфере и в государственном управлении. Газовая реформа на Украине станет ключевым элементом общей интеграции с Евросоюзом, что соответствует интересам Польши.
С точки зрения Польши, интегрированная с Евросоюзом Украина удаляется от геополитической угрозы со стороны России, а также берет на себя бремя быть восточной границей Евросоюза. Полностью функционирующий газовый сектор на Украине является гарантией для предотвращения перебоев в поставках природного газа, в которых будет сложно обвинить российский Газпром и ожидать компенсации, поскольку Россия возложит вину на Украину.
Это также позволит использовать газовую инфраструктуру Украины для создания регионального газового рынка. Польша может быть заинтересована в реэкспорте сжиженного природного газа (СПГ) из порта Свиноуйсьце, а также ресурсов из запланированного норвежского коридора, что может повысить прибыльность инвестиций. Мощность польско-украинского трубопровода, строительство которого запланировано на 2017 год, составит 8 миллиардов кубометров в год, и это весьма значительный объем. Польша использует такое количество природного газа в течение трех кварталов.
Условием для успешного создания регионального рынка является газовая реформа на Украине. Такие кредиторы этой страны как Международный валютный фонд (МВФ), Европейская Комиссия и Соединенные Штаты требуют прогресса в области проведения реформ в обмен на предоставление новых кредитных траншей, которые Украина использует для закупки природного газа у других поставщиков, а не у России. С ноября 2015 года Киев не закупает энергоносители у Газпрома. Угроза прекращения поддержки со стороны Запада является дисциплинирующим инструментом в руках инвесторов для оказания влияния на украинские власти.
Проводимые реформы направлены также на то, чтобы освободить Украину от постсоветских механизмов, однако подобные шаги наталкиваются в стране на сильное сопротивление. «Нафтогаз» имеет богатую историю коррупционных дел с момента обретения страной независимости. И только правительства Арсения Яценюка и его преемника Владимира Гройсмана приняли решение относительно введения изменений, призванных положить конец эндемической коррупции.
Долги «Нафтогаза» были покрыты облигациями, проданными государственному казначейству, что стало одной из причин увеличения бюджетного дефицита с 2% ВВП в 2008 году до 7-9% в период с 2009 года по 2014 год. В 2014 году он достиг 110 миллиардов гривен, что равнялось 7% ВВП страны. МВФ хочет сократить дефицит «Нафтогаза» до 0,2% ВВП в 2016 году. Однако подобные изменения связаны с болезненным повышением цен на газ после отмены субсидий, и подобные меры не являются популярными среди населения. Более того, при проведении намеченных изменений требуется отстранить олигархов от получения прибыли, что вызывает протесты со стороны заинтересованных группировок, представленных в украинском правительстве.
1 июля 2016 года правительство Украины одоьбрило план реорганизации «Нафтогаза». В то же самое время Киев пригласил западные компании принять участие в приватизации предполагаемого оператора транзитных трубопроводов, а также принадлежащих компании газовых хранилищ. Украина располагает крупнейшими в мире газохранилищами, мощности которых составляют 31 миллиард кубометров. Было предусмотрено перераспределение собственности «Нафтогаза». Однако этого не произошло.
22 сентября правительство решило передать ответственность за эту компанию в ведение Министерства экономического развития и торговли. Однако возник конфликт, когда стало известно о том, что компания «Укртрансгаз» (оператор принадлежащих «Нафтогазу» газохранилищ) будет передана под контроль того же ведомства. Вероятно, причиной конфликта стал неопределенный статус дочерней компании, однако эта идея была отвергнута после серьезной критики со стороны Энергетического союза.
Передача контроля за деятельностью газовой компании Министерству экономического развития противоречит соглашению с Евросоюзом, согласно которому эти функции должны были быть возложены на Министерство энергетики и угольной промышленности, а также не соответствует стандартам ОЭСР в области управления компаниями. Союз также вспомнил о провале попыток изменения собственности, и поэтому в настоящее время остается неясным, станет ли сложившаяся ситуация поводом для заморозки поддержки со стороны Запада.
Говоря о вопросах, связанные с реформой газовой отрасли, вице-президент США Джо Байден предупредил украинского президента Петра Порошенко в Киеве и том, что в случае провала реформ Украина может стать козлом отпущения в кризисе с Россией. Он также заявил, что западноевропейские государства ждут только повода для того, чтобы отменить введенные в отношении России санкции из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе. Он также напомнил о том, что предоставление Соединенными Штатами новых кредитов Украине зависит от успехов в проведении реформ.
Россия продолжает свою политику и обвиняет Украину в создании проблем в том, что касается поставок природного газа в Евросоюз. Москва отвергает ответственность Газпрома за политические решения, направленные на сокращение или прекращение поставок природного газа, последствия которых Евросоюз особенно остро почувствовал во время кризисов в 2006 году и в 2009 году.
В то же время, отсутствие реформ позволяет России изображать Украину как несостоявшееся государство и подталкивать западные страны, которые все менее охотно поддерживают Киев, к выработке совместных решений украинских проблем. Если подобный сценарий будет и дальше выполняться, то Россия сможет избежать ответственности за незаконную аннексию Крыма и войну на Донбассе. Она также сможет получить больше влияния на формирование будущего Украины. Минские соглашения между Москвой, Парижем, Берлином и Киевом, ставшие основой для дискуссий относительно разрешения нынешнего кризиса, также являются успехом для России, хотя они никогда не выполнялись российскими силами, оккупирующими восточную Украину.
Если газовая реформа закончится провалом, то Украина может потерять свою Революцию достоинства, которая должна была быть подавлена с помощью российской военной операции на востоке страны. При таком сценарии Запад, инвестировавший на Украине значительные средства, также проиграет, а Польша останется без украинского стабилизирующего фактора на востоке. Польская компания PGNiG (Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo) в таком случае потеряет перспективный рынок природного газа для своих терминалов по перевалке СПГ, и то же самое относится к Норвегии, которая столкнется с серьезными проблемами в том, что касается создания конкурентного рынка для нероссийского природного газа в регионе Центральной и Восточной Европы.
Войчех Якубик является аналитиком Ягеллонского института (Jagiellonian Institute), а также главным редактором экономического портала biznesalert. pl