«Американцы с союзниками берут нас в кольцо! Нам нужно обороняться и готовиться к войне…» Как и многие юные москвичи, 25-летний Андрей Любимов любит лазить по интернету, сидеть в соцсетях и играть в онлайн-игры. Но в том, что касается новостей, он верит телевизору, который стоит в гостиной и вещает новости по указке Кремля.
Последние месяцы сигнал предельно ясен: готовится третья мировая война. «Год за годом, километр за километром, силы НАТО выстраиваются вдоль наших границ. Такова реальная угроза, с которой мы живем. Ваши СМИ в Париже об этом не говорят. Хорошо, что у нас есть наше телевидение!» — уверяет Андрей. По его сведениям, 50 000 натовских солдат готовы напасть на Россию с западного фронта.
Население в виртуальной реальности
С начала украинского кризиса кремлевская пропаганда прокладывает себе путь, как бульдозер, и создает настоящее реалити-шоу, которое не вызывает споров, а сеет сомнения, пассивность и смятение. И погружает народ в параллельную вселенную.
«Мы умеем проводить черту», — не согласна Инга Нижарадзе, предпринимательница, с которой мы познакомились на франко-российском экономическом форуме. Вечером она тоже смотрит кремлевское государственное телевидение: «Я знаю, что всему верить не стоит, они заходят слишком далеко…»
Однако такой критический взгляд свойственен далеко не всем. В провинции пропаганда нацелена в первую очередь на простых людей, среди которых она стремится сформировать ощущение единения против Запада вокруг Владимира Путина.
После усиления российских бомбардировок в Алеппо месяц назад разговоры о возможности третьей мировой войны звучат особенно часто. Дело в том, что московский телезритель видит вовсе не то же, что европейский. В стране выходит крайне мало репортажей о масштабах жертв среди мирного населения. И нет никакой полемики о причинах смертей или же роли российской армии в победах Дамаска.
Телевидение делает упор на предпосылки назревающего конфликта, который Вашингтон якобы хочет развязать в Сирии против Москвы. «Напомню американским “стратегам”, что воздушное прикрытие российских военных баз в Хмеймиме и Тартусе осуществляется зенитными ракетными системами С-400 и С-300, радиус действия которых может стать сюрпризом для любых неопознанных летающих объектов», — отметил официальный представитель российской армии генерал Конашенков.
Телевидение готовит народ к войне
Иначе говоря, «мы их собьем», — заявил об американских самолетах звезда российского телевидения и дирижер всей пропаганды Дмитрий Киселев.
«Телевидение готовит народ к войне, потому что мы видим, что американцы готовы нам ее объявить», — совершенно серьезно объясняет околокремлевский политолог Сергей Марков, приводя в пример вывернутые наизнанку слова вице-президента США, соратника Хиллари Клинтон и генерала Пентагона.
«Все это — всего лишь продолжение патриотической пропаганды, которая была запущена с аннексией Крыма в 2014 году, — предупреждает социолог Левада-Центра Наталия Зоркая. — Это извечные рассуждения о враге, о загранице, которая нас не любит. Это началось еще в советскую эпоху и все еще прекрасно работает с теми, у кого сохранился старый менталитет. То есть, со многими россиянами…»
Пропаганда укрепляет доверие к Кремлю
Кроме того, патриотический подъем отодвигает на второй план нынешние экономические трудности. Несмотря на заявления телевидения о выходе из рецессии, в стране царит застой, а все показатели (спад промышленного производства, снижение покупательной способности, сокращение потребления) вызывают тревогу. Если военная пропаганда и не вызвала психоз, то, по крайней мере, позволила укрепить доверие народа к Кремлю. «Патриотическая атмосфера заставляет забыть обо всех проблемах!» — подводит итог Наталия Зоркая.