Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Заложники из золота

Амстердамский суд должен решить, отправятся ли сокровища из Крыма назад, на Украину, или вернутся на оккупированный Россией полуостров.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Некоторые предложения звучат как ирония судьбы, когда их слышишь через несколько месяцев после того, как они были написаны. Например, это: «Никто по-настоящему не может владеть Крымом, где каждый каким-то образом является переселенцем». Так написано в каталоге, который в 2013 году был составлен для выставки «Крым — Золотой Остров в Черном море. Греки — скифы — готы».

Некоторые предложения звучат как ирония судьбы, когда их слышишь всего через несколько месяцев после того, как они были написаны. Как, например, это: «Никто по-настоящему не может владеть Крымом, где каждый каким-то образом является переселенцем». Так написано в каталоге, который в 2013 году был составлен для выставки «Крым — Золотой Остров в Черном море. Греки — скифы — готы».

В предисловии шотландский журналист Нил Ашерсон (Neal Ascherson) решил подчеркнуть изменчивый характер истории украинского полуострова. По его словам, на протяжении тысячелетий Крым являлся уникальным узловым пунктом между Азией и Европой.

В период с 4 мая по 19 января 2014 года выставку можно было посетить в Рейнском краеведческом музее в Бонне, потом она «переселилась» в Амстердам, и с 7 февраля по 31 августа ее показывали в Музее Алларда Пирсона под названием «Крым — золото и тайны Черного моря». Потом экспонаты предполагалось отправить домой, на их родину.

Но в марте 2014 года в истории Крыма действительно началась новая глава. Россия аннексировала Крым в ходе военной операции — в нарушение норм международного права. С тех пор нидерландский музей стоит перед дилеммой: кому следует вернуть ценности — Украине или Крыму, который сейчас контролируется Россией? Претендуют обе стороны. Теперь должен решить суд.

Речь идет о коллекции уникальных археологических сокровищ: оружие, драгоценные камни, ценные китайские лакированные шкатулки, золотые украшения скифов. Стоимость — множество миллионов евро. Один из драгоценных экземпляров выставки — древний скифский шлем, которому свыше 2400 лет. Четыре музея Крыма и один музей Киева предоставили более 500 экспонатов для выставки. Предметы, полученные из Киева, вернули, а те, что из Крыма, хранятся в Амстердаме до окончания процесса. Ожидается, что решение будет вынесено 14 декабря.


Валентина Мордвинцева ждет не дождется этого дня. Для нее крымские сокровища — личное дело. Мордвинцева — археолог, она инициировала и курировала выставку. Русская по национальности, которая более 20 лет живет в Крыму, в Симферополе, представит крымские музеи в суде. «Ценные экспонаты не должны стать заложниками политики. Они должны вернуться в Крым, неважно, к какому государству относится полуостров». По ее словам, для музеев редкие экcпонаты — вопрос жизни и смерти.

Совершенно другого мнения придерживается замминистра культуры Украины Светлана Фоменко. Она считает, что коллекция должна вернуться в Киев, поскольку объекты являются собственностью украинского государства, точнее, государственного музейного архива. Разрешение на передачу экспонатов для выставки было выдано министерством культуры Украины. В октябре в Амстердаме, после ее заслушивания на процессе, Фоменко сказала во время интервью, что, по ее мнению, у Крыма нет шанса выиграть процесс.

Фоменко добавила: «Мы ни у кого не отбираем экспонаты. Они являются собственностью украинского народа. Как только Крым освободят от оккупантов, экспонаты вернутся в музеи, где они раньше были выставлены». По словам Фоменко, вернуть их сейчас Крыму будет означать позволить им попасть в руки России.

Мордвинцева не может согласиться с этим. «С одной стороны, я понимаю позицию Киева. Они находятся в состоянии войны. Выиграть этот процесс для них означает, по меньшей мере, одержать хотя бы какую-нибудь победу. Но если Украина не хочет отказываться от Крыма, она не может так обращаться со своим культурным достоянием. Иначе диалог между Киевом и Крымом будет невозможен».

Во время судебных слушаний было высказано множество эмоциональных аргументов. Один из директоров музеев заметил, что лишать жителей Крыма их культурного наследия — это цинизм. Представительница украинского министерства информационной политики, крымская татарка по национальности, в ответ подчеркнула, что не все жители Крыма могут сейчас там проживать.

По словам свидетелей-украинцев, директор музея громко смеялся, когда она рассказывала о репрессиях против крымских татар. В комментариях российских СМИ тоже присутствовал сарказм, когда они указывали на то, что украинская сторона поднимает тему положения крымских татар в ходе процесса по делу о крымском золоте. Сама Россия, правда, не является официальной стороной процесса, но Москва за ним очень внимательно наблюдает. Российский министр культуры Владимир Мединский много раз подчеркивал, что сокровища должны вернуться в Крым.

Нейтральность сохраняет в суде амстердамский Музей. Там, прежде всего, хотят быть уверенными в том, что выигравшая процесс сторона гарантирует возмещение музею — постфактум — расходов на хранение объектов.

С юридической точки зрения, дело очень сложное. Сокровища следовало бы, собственно, вернуть Украине, ведь как для ЕС, так и для нидерландских властей Крым остается частью Украины, Но существует ряд факторов, препятствующих такому простому решению. К ним, в частности, относится тот факт, что Музей Пирсона заключил договоры со сторонами, передающими экспонаты во временное пользование, в Крыму.

Неважно, какое решение будет принято: детектив о крымском золоте на этом не закончится. Проигравшая сторона подаст апелляцию.