Тема пиратских атак на долгое время сошла со страниц средств массовой информации, но в последние месяцы она снова набирает обороты после ряда громких нападений.
В начале ноября ВМС Евросоюза подтвердили после тщательного расследования инцидента, что 22 октября в 330 милях восточнее Сомали в водах Индийского океана на танкер CPO Korea напали шесть вооруженных пиратов. Пираты в море и вооруженная охрана (команда британцев), работающая на борту танкера, вступили в перестрелку, после чего CPO Korea увеличил скорость, начал менять курс и подготовил к применению пожарные брандспойты. Пираты оставили танкер в покое, никто не пострадал. Это первая зафиксированная и подтвержденная атака пиратов у берегов Сомали за последние два с половиной года.
25 октября у острова Перим в Баб-эль-Мандебском проливе танкер Galicia Spirit был обстрелян из гранатомета и автоматов, а лодка с тремя нападавшими взорвалась в 20 метрах от танкера. По словам судовладельца, в лодке было достаточно взрывчатки, чтобы причинить серьезный вред судну, перевозившему сжиженный газ. Если сначала инцидент рассматривался как атака пиратов, то позже эксперты стали считать, что это была атака смертников-террористов.
26 октября в Баб-эль-Мандебском проливе был обстрелян танкер Melati Satu.
3 и 4 ноября пираты высаживаются на два судна в Нигерии.
6 ноября исламисты из группировки Абу Сайяф на юге Филиппин напали на немецкую яхту и похитили гражданина Германии, убив его спутницу.
11 ноября в 160 милях от берегов Нигерии пираты высадились на торговое судно, захватили в заложники пятерых членов экипажа и украли оборудование.
11 ноября десять исламистов из группировки Абу Сайяф напали на вьетнамский сухогруз Royal 16, похитили капитана и еще пятерых членов экипажа. Среди оставшихся на борту моряков были раненные, с огнестрельными ранениями.
По мнению представителей индустрии морской охраны, после того как пик пиратской активности был пройден несколько лет назад (2008-2011 годы), судовладельцы расслабились и стали меньше уделять внимания вооруженной охране своих судов, либо вовсе отказываясь от нее, либо набирая дешевые непрофессиональные команды. Генерал-майор военно-морских сил ЕС Роб Магован (Rob Magowan) заявил, что атака на CPO Korea показала, что пираты сохраняют намерение атаковать суда с целью получения выкупа за членов экипажей, и призвал международное сообщество проявлять бдительность.
Военно-морские силы Ирана в связи с растущим риском пиратских атак теперь будут сопровождать все иранские танкеры Национальной иранской танкерной компании в водах у побережья Сомали, в Баб-эль-Мандебском проливе и Красном море. Также к услугам иранских ВМС могут прибегнуть и другие судоходные компании, в том числе и не из Ирана. У берегов Сомали иранцы сопровождают свои суда уже 8 лет и за это время совершили 3800 эскортов.
По данным Международного Морского Бюро, за первые девять месяцев этого года зарегистрировано 111 высадок пиратов на суда, 5 угонов, 10 обстрелов и 15 отбитых атак, но в целом активность пиратов не была так низка с 1996 года.
В ноябре два сомалийских пирата, которые в 2010 году в Аденском заливе приняли американский военный корабль Ashland за торговое судно и обстреляли его из автоматов, получили в итоге пожизненное заключение, а еще один сомалиец получил 33 года тюрьмы. Сомалийцы были захвачены с тонущей лодки, после того как военные моряки с судна Ashland отрыли огонь в ответ.
Рассматриваются уже сегодня и будущие вероятные тенденции пиратства, когда в море появятся беспилотные автономные суда.
И тема автономных судов далеко не фантастика. Например, Норвежская береговая администрация этой осенью в качестве официальной территории для испытаний автономных судов выделила обширную площадь в акватории Тронхеймского фьорда. Это первая в мире площадка такого масштаба для тестирования программного обеспечения, радаров, лидаров и датчиков на автономных судах.
Компания Rolls-Royce с партнерами уже работает над созданием автономных судов в Финляндии. По прогнозам компании, к 2020 году мы получим первые телеуправляемые суда, которые будут контролироваться операторами дистанционно, а еще через двадцать лет в море будут перевозить грузы полностью автономные суда. В этом году Rolls-Royce начинает испытания своих разработанных систем в Финляндии. Оскар Левандер (Oskar Levander), вице-президент по инновациям Rolls-Royce Marine, сказал: «Это уже происходит. Это не вопрос — если, это вопрос — когда».
Как поведут себя пираты в таких условиях?
Предполагается, что лишенные возможности захватывать экипаж с целью получения выкупа, пираты начнут шантажировать судовладельцев минированием и подрывом судов. В 2008 году сомалийские пираты уже угрожали взорвать захваченное судно, если не получат за него выкуп.
Так как суда будущего станут управляться удаленно, то пираты будут концентрироваться на возможностях получения контроля над системой управления, то есть пираты станут в первую очередь хакерами. В 2013 году в качестве эксперимента исследователи из университета Техаса в Остине смогли обмануть навигационную систему супер-яхты и задать некорректные данные GPS, что привело к изменению курса яхты. В будущем пираты, возможно, смогут таким образом перенаправлять суда ради выкупа или угрожать направить их на скалы.
И, наконец, пираты будущего начнут охоту за судами, которые все же имеют на борту экипаж, и на круизные лайнеры. Предполагается, что экипажи сохранятся на небольших судах, которые станут легкой целью для пиратов, а автономные суда будут принадлежать крупным корпорациям и будут иметь серьезную автоматическую антипиратскую и антитеррористическую защиту, начиная от роботизированных стрелковых систем и базирующихся на судах воздушных охранных беспилотников и вплоть до использования отравляющих газов.