«Управление портовой службы и мореплавания может изменить порядок своей работы, если посчитает это целесообразным», — говорит командир Отдела безопасности Вооруженных сил в беседе с TV 2.
В феврале 2015 года газета Fiskaren рассказала о том, что российские власти приказали капитанам гражданских судов собирать подробную информацию о норвежском побережье.
Собирая навигационные данные, во время конфликта или военного положения они могут стать на российских военных кораблях теми людьми, которые знакомы с морскими проходами, говорилось в сообщении одного норвежского лоцмана.
Лоцман заявил, что получил эти сведения от норвежского капитана и знает несколько других лоцманов, получивших такие же сведения.
«Я знаю двух других лоцманов, беседовавших с другими капитанами, и они получили точно такие же сведения, как и я. Речь о том, что это происходит не только в одной судоходной норвежской компании», — заявил лоцман газете Fiskaren.
Разрешение на получение плавания в норвежских водах дается Управлением портовой службы и мореплавания; имеющие такое разрешение могут плавать в норвежских водах без лоцмана.
Дешевая рабочая сила на норвежских судах
Когда газета Fiskaren интервьюировала директора Управления портовой службы и мореплавания, она сообщила, что Управление не имеет права отказывать русским в получении разрешения на плавание в водах Норвегии из-за их национальности. Единственным условием для получения такого разрешения является документальное подтверждение выслуги лет и сдача экзамена.
Служба безопасности полиции (PST) подтвердила в беседе с газетой Dagbladet, что Управление портовой службы и мореплавания сообщило ей об этом деле, и добавила, что нет ничего необычного в том, что иностранные разведки хотят получать сведения, которые могут использовать.
Согласно данным Управления портовой службы и мореплавания, такая практика не изменилась после того, как стали известны данные этого дела. За последний год ряд российских граждан получил от Управления разрешение на плавание в норвежских водах. В то же время отношения между Норвегией и Россией становятся все более напряженными.
Российские капитаны с разрешением прохода в норвежских водах, согласно данным, полученным TV 2, работают на норвежских судах, потому что считаются дешевой рабочей силой.
Отдел безопасности Вооруженных сил: мы не можем давать указания Управлению портовой службы и мореплавания
Отдел безопасности Вооруженных сил (FSA) подтвердил в беседе с TV 2, что провел собственные оценки подобной практики. Задачей FSA, в частности, является получение данных о рисках безопасности для Вооруженных сил Норвегии и их деятельности, а также информирование командующего Вооруженными силами о мерах безопасности.
«Мы занимаемся этим вопросом и, естественно, изучали положение, которое вы описали. Эта тема зарегистрирована в Вооруженных силах. Но у нас нет полномочий давать указания Управлению портовой службы и мореплавания», — говорит капитан первого ранга Ханс Кристиан Герланд (Hans Kristian Herland), начальник отдела безопасности Вооруженных сил.
Герланд подчеркивает, что хотя отдел безопасности Вооруженных сил (FSA) предоставил свои оценки такой практики, тем не менее, разные игроки имеют разные роли.
«Этот вопрос должен обсуждаться в различных секторах. Управление портовой службы и мореплавания может изменить эту практику, если посчитает это целесообразным», — говорит капитан первого ранга Герланд в беседе с TV 2.
Служба безопасности полиции: важно, что норвежские организации знают об этом
Старший советник Хеннинг Уснес Тейгене (Henning Osnes Teigene) говорит, что Управление портовой службы в период до июля месяца зарегистрировало 118 российский граждан, получивших право плавания в норвежских водах.
Таким образом, Россия возглавляет список иностранных граждан, имеющих право плавания в водах других стран, включая Фарерские острова, Швецию, Данию и Польшу.
«Мы не сделали каких-либо изменений в порядке получения разрешения на плавание наших водах, это, в первую очередь, дело гражданских организаций. Мы анализируем риски и слабые места и сотрудничаем с другими властями, несущими ответственность за эту область. Мы не принимали решения о том, чтобы лишить представителей каких-либо стран возможности получить такое разрешение. Существующий порядок выдвигает требование знать язык и ничего более», — говорит старший советник Управления портовой службы Тейгене в беседе с TV 2.
Старший советник службы безопасности полиции Мартин Бернсен (Martin Bernsen) говорит, что служба в порядке профилактики предпринимает шаги, чтобы иностранные государства не могли получать информацию, которая может быть использована против Норвегии.
«Мы, естественно, проводим встречи с подобными учреждениями, на них мы даем советы провести какие-либо действия. Мы знаем, что иностранные государства составляют карты, поэтому норвежским организациям важно знать об этой вероятной угрозе», — заявил Бернсен в беседе с TV 2.