Сегодняшняя хорватская власть видит одним из своих важных направлений внешнеполитической деятельности передачу Украине опыта успешной мирной реинтеграции оккупированных территорий. На заседании правительства Хорватии 18 ноября этого года в городе Вуковар была создана специальная рабочая группа, которая должна предоставить украинской стороне всю необходимую для этого консультационную помощь. 21 ноября, во время визита в Киев, хорватский премьер-министр Андрей Пленкович сообщил о планах своей страны поделиться опытом мирной деоккупации.
Эти намерения вызвали очень бурную реакцию российской власти — в ответ МИД РФ обнародовал эмоциональное заявление о своей серьезной обеспокоенности по поводу анонсированного хорватско-украинского сотрудничества.
Почему?
Для ответа придется вспомнить коротко весь так называемый «хорватский сценарий» возвращения оккупированных территорий.
Этот процесс можно разделить на четыре этапа.
Первый этап «хорватского сценария» был периодом отступления, когда войскам центрального югославского правительства удалось взять под контроль значительную часть территории Хорватии — районы на границах с Сербией, Боснией и Черногорией.
Вторжение началось с увлечения Югославской народной армией и сербскими добровольческими подразделениями хорватского Подунавья с центром в городе Вуковар 20 ноября 1991 года.
В то же время ЮНА продолжала безуспешно штурмовать хорватский город Дубровник на Адриатическом побережье. Кадры обстрелов одного из центров европейского культурного наследия облетели все континенты и заставили мировые правительства отказаться от политики принуждения Хорватии к возвращению в единое союзное государство. Наступил переломный момент — мир начал признавать независимость страны. Но около 30% хорватской территории уже было оккупировано, и на этих территориях создано квазигосударство «Сербская Страна».
В таких условиях начался второй этап «хорватского сценария» — период перестройки государства и армии; локальных военных побед и мирных планов, которые так и остались на бумаге.
В 1992—1995 гг. война в Боснии набирала обороты. Против Югославии были введены международные санкции. Между тем Хорватия, невзирая на отсутствие контроля над почти третью территории, укреплялась, аккумулируя силы и ресурсы.
Президент Фране Туджман, который еще во времена СФРЮ боролся за право хорватов на свою независимую страну и даже сидел в тюрьме за свои взгляды, был настроен только на победу. Дискуссии относительно целесообразности возвращения оккупированных территорий не были популярными ни в хорватском политикуме, ни в обществе.
И до, и после Домовинского рата (Отечественной войны), Туджмана критиковали за склонность к авторитаризму и националистические взгляды. Но на сегодняшний день в хорватском обществе все же бытует мнение, что одной из составляющих победы был именно Фране Туджман и его непреклонная позиция относительно защиты интересов Хорватии и хорватов.
Тогда, в середине 1990-х, в стране была успешно проведена общая мобилизация, сформированы профессиональные силы специального назначения. К руководству хорватской армии, которая создавалась заново, пришли патриотические и целеустремленные руководители.
Невзирая на международное эмбарго (!), хорваты активно закупали оружие за рубежом, в том числе нелегально. Невзирая на тяжелое экономическое положение государства, удалось наладить производство товаров военного назначения и на хорватских предприятиях.
Одновременно международное содружество упрямо пыталось реализовать в Хорватии разные мирные планы, невзирая на то, что перемирие на фронте регулярно перерывалось боевыми столкновениями.
Наиболее масштабным стал мирный план «Загреб-4», или Z-4. Проект соответствующего соглашения, предложенного дипломатами США, Германии (как представителем ЕС), Россией и ООН, предусматривал широкую автономию для этнических сербов — вплоть до федерализации Хорватии. Но лидеры Сербской Страны делали все, чтобы Z-4 не работал. Они хотели присоединиться в «Большую Сербию», а мирные договоренности удерживали их в составе Хорватии, хотя и с особым статусом.
«…Нам очень повезло, что сепаратисты отказывались от мирных соглашений, — признался один из бывших хорватских высокопоставленных чиновников. — Благодаря этому мы получили карт-бланш для ликвидации сепаратистских анклавов».
Рано утром 4 августа 1995 года Хорватия начала операцию «Буря» — третий этап «хорватского сценария».
Хорватия официально не согласовывала план боевых действий с международным сообществом. Но, как рассказывают участники тех событий, неофициальными условиями того, что мир не будет поднимать шумиху, была скорость проведения операции, отсутствие значительных жертв среди мирного населения и кадров обстрелов населенных пунктов, которые шокировали бы западного обывателя.
Наступление на Сербскую Страну началось в конце рабочей недели, в пятницу, а в понедельник операция была практически завершена. Почти пятая часть территории Хорватии была освобождена за четыре дня. Но под контролем Белграда, еще с ноября 1991 года, оставались земли, расположенные на берегу Дуная на границе с Сербией. Деокупация этого региона — Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема — с центром в Вуковаре стала целью четвертого этапа «хорватского сценария».
Соглашение относительно мирной реинтеграции хорватского Подунавья было подписано 12 ноября в селе Эрдут (Хорватия) премьер-министром Хорватии и представителем Сербской Страны, который согласовал свои действия с Белградом. При подписании договора присутствовали посол США в Хорватии и представитель Организации Объединенных Наций.
После подписания Эрдутского соглашения Совет Безопасности ООН 15 января 1996 года принял резолюцию о создании Временной администрации Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (миссия UNTAES).
На демилитаризованную территорию началось возвращение беженцев и органов власти, которые были сформированы за пределами региона, в изгнании, на неоккупированной территории Хорватии. Обитателям региона, которые жили во время оккупации и оставались все еще гражданами Югославии, были — по желанию — выданы хорватские паспорта.
Реинтеграция включала в себя еще много других шагов. Это и введение хорватской денежной единицы — куны, и верификация части документов, которые выдавались оккупационной администрацией, и амнистия. Согласно ей, освобождению от ответственности подлежали бойцы армейских и парамилитарных формирований, не совершавшие военных преступлений, которые были бы доказаны в суде.
Определяющим этапом реинтеграции стало формирование местных органов власти. В выборах имели возможность принимать участие все местные жители, имевшие паспорта граждан Хорватии, в том числе перемещенные лица, которые еще не успели вернуться домой из других регионов страны.
Мандат временной администрации ООН закончился 15 января 1998 года. С этого времени Восточная Славония, Баранья и Западный Срем стали равноправными частями единой Хорватии.
Мирная реинтеграция хорватского Подунавья является примером одной из наиболее успешных миссий Организации Объединенных Наций.
Сегодня Хорватия хочет передать свой опыт Украине. 21 ноября во время визита в Киев глава хорватского правительства Андрей Пленкович отметил: «Я уверен, что Украина должна двигаться мирным путем реинтеграции. Опыт, использованный Хорватией, был приобретен в рамках работы миссии ООН. И в настоящий момент он может быть интересен украинскому правительству».
Комментарий МИД России относительно этих планов был резким и недовольным. «Убеждены, что советы иностранных консультантов, которые способны создать среди киевской власти опасную иллюзию допустимости в Донбассе силовых сценариев, никоим образом не будут способствовать укреплению безопасности на Юго-Востоке Украины», — говорится в заявлении российского ведомства.
Что же вызвало такую реакцию России, ведь хорватская власть хочет рассказывать Киеву лишь о мирном пути деоккупации?
Можно допустить, что у российской власти появилось подозрение, что вместо инструкций относительно проведения мирной реинтеграции, Хорватия научит Украину военным хитростям времен операции «Буря». В своем заявлении МИД РФ сделал акцент именно на претензии к методам ведения хорватами военных операций 1995 года, прибегая даже к обвинениям в этнических чистках (хотя эти обвинения давно отбросил Гаагский трибунал). Но, кажется, на самом деле переполошил Кремль именно мирный план возвращения хорватского Подунавья. Точнее два его ключевых тезиса.
1. Местные выборы должны происходить только после демилитаризации и возвращения беженцев. Без выведения войск и разоружения, без гарантий безопасности, любое голосование не имеет никакого смысла — это слова одного из руководителей программы UNTAES.
2. После переходного периода происходит полноценное возвращение региона в правовое поле страны, под контроль центрального правительства. Никаких особых статусов для региона мирный план ООН по реинтеграции хорватского Подунавья не предусматривал.
Это — вовсе не тот план, реализацию которого Кремль видит на Украине.
Чтобы предупредить передачу «секретных технологий» успешной реинтеграции, в настоящий момент власть РФ «ставит на уши» всех своих агентов. Маркиян Лубкивский (бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине) сообщил, что российские дипломаты получили указания собрать всю информацию о визите Андрея Пленковича в Киев, об открытой и закрытой части встреч. Кроме того, по данным дипломата, Кремль дал поручение активизировать пророссийских политических и общественных деятелей для препятствия украинско-хорватскому сближению.
Разумеется, в этой ситуации Украина просто вынуждена детально изучить опыт Хорватии и активизировать двусторонние отношения.