В атмосфере сохраняющейся после президентских выборов в Соединенных Штатах неопределенности в южно-кавказском регионе и на фоне периодически звучащих со стороны Азербайджана угроз, подписание договора о формировании объединенной армяно-российской группировки войск является крайне логичным и предсказуемым.
30-ого ноября в Москве подписав этот документ, министры обороны Армении и России закончили осуществляемые в последнее время подготовительные работы, которым Владимир Путин лично предавал большое значение и сам торопил процесс.
Тенденция увеличения роли Армении в регионе и усиления ее значения в глазах ее стратегического партнера России обусловлена значительным увеличением военно-политической активности Москвы на южном направлении. Подтверждением тому являются серьезные победы правительственных сил Сирии на севере страны, в Алеппо, не без поддержки России, новые попытки углубления российско-иранского военного сотрудничества и усиление сотрудничества официальной Москвы с Баку в Каспийском море.
Будучи замкнутым тупиком между Турцией и Азербайджаном на направлении восток-запад, геополитическое положение Армении в то же время предоставляет уникальную возможность по направлению север-юг. Поэтому, находящаяся в Армении военная база России в настоящее время перестает быть только крайней точкой всей системы обороны на южном направлении.
Договор о формировании объединенной армяно-российской группировки войск является попыткой сформировать сильный кулак в южно-кавказском регионе на основе крепкой опорной точки. Четвертый военный корпус Армении и 102 военная база России будут перевооружены и модернизированы новейшими вооружениями, которые уже поступают в Армению.
Это означает, что армяно-турецкая граница, протяженная от Гюмри до Вайоц Дзора, и граница между Арменией и Нахиджеваном будут под таким замком, который при необходимости будет открываться только с севера.
Понятно, что все это не могло не вызывать беспокойства Азербайджана, который с этой осени фактически лишился возможности начать широкомасштабную военную агрессию по отношению к Армении. Основной наступательной силой для этого должно было быть военное подразделение, дислоцированное в Нахиджеване, которое сейчас лишилось этой возможности.
Конечно, страхуя себя от угрозы выбора в случае развязывания армяно-азербайджанской широкомасштабной войны, Россия, таким образом, защищает свои национальные интересы, однако предотвращение военной угрозы объективно совпадает и со стратегическими интересами Армении и Нагорно-Карабахской Республики.
И хотя параллельно с военным партнерством с Ереваном Москва не забывает об ускорении процесса урегулирования карабахского вопроса и даже через интервью Дмитрия Киселева с Сержем Саргсяном недавно попыталась вытянуть ранее сказанные слова об освобожденных землях и разместила это в передовых российских СМИ, за этим сразу последовало четкое напоминание Еревана о том, что «вопрос о возвращении Азербайджану какой-либо земли может обсуждаться только в случае определения статуса Нагорного Карабаха».
Более того, в прозвучавшем 30-ого ноября разъяснении подчеркивается, что «особенно после апрельской войны, нынешний статус примыкающих территорий, являющихся зоной безопасности, более чем оправдан, учитывая продолжительную и прямую опасность, угрожавшую народу Нагорного Карабаха».
Разъяснение, данное вчера пресс-секретарем президента Армении Владимиром Акопяном, означает, что все эти зондажи останутся на уровне разговоров, пока Азербайджан не признает факт реализации права на самоопределение народа НКР. А остальное, как говорится, дипломатия, где Ереван и Москва понимают друг друга «с полуслова».
Хотя с подписанием соглашения о создании объединенной армяно-российской группировки войск вероятность широкомасштабной армяно-азербайджанской войны значительно уменьшается, но этим нисколько не ускоряет реализацию известной формулы урегулирования карабахского конфликта «без победителей и побежденных», поскольку Азербайджан продолжает преследовать принцип «все или ничего», оказываясь в итоге перед фактом сохранения статус-кво.
Означает ли это, что новый баланс сил на Южном Кавказе, создавшийся в результате формирования армяно-российской объединенной группировки войск, позволяет Армении лелеять надежды на более долгий и устойчивый мир? Считаем, что это будет зависеть не только от нынешних реалий усиления военного присутствия России в регионе, но и от позиции новой администрации Армении в этом вопросе, которая будет сформирована только в начале 2017 года.