В последнее время отношения между Киевом и Минском существенно усложнились. Первым проблемным фактором, повлиявшим на дипломатический климат между двумя странами, стало принятие в середине прошлого месяца резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)», в которой Россия прямо названа государством-оккупантом. Белоруссия на заседании Генассамблеи голосовала против этого документа.
Следующей «точкой напряжения» стал инцидент с «Боингом» белорусской компании «Белавиа», который украинская сторона вернула в Киев уже после вылета, чтобы повторно досмотреть багаж одного из пассажиров. Последним тревожным фактором стали планы России по перемещению большого воинского контингента на территорию Белоруссии и подготовка совместных стратегических учений «Запад-2017» в сентябре следующего года.
О том, как могут развиваться украино-белорусские отношения в дальнейшем, Крым.Реалии пообщались с белорусским аналитиком, председателем Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрием Цариком.
«Крым.Реалии»: Юрий, не секрет, что отношения между Киевом и Минском обострились после голосования Белоруссии в Третьем комитете Генассамблеи ООН относительно резолюции по Крыму. При этом ранее белорусский лидер заявлял, что уважает территориальную целостность Украины…
Юрий Царик: В данном случае мы должны смотреть правде в глаза. У Белоруссии не было и нет обязательств перед Украиной голосовать в ООН тем или иным образом. Более того, у Белоруссии официально существует обязательство на международных площадках координировать позиции и выступать солидарно с Россией. В частности, у нас принимается план совместных действий внешнеполитических ведомств и другие подобные документы. Я понимаю, что это звучит жестко, но юридически аналогичные обязательства у Белоруссии по отношению к Украине могут появиться только в том случае, если Украина вступит в Союзное государство Белоруссии и России. Я знаю, что это звучит абсурдно, и что такая ситуация может нам всем не нравиться, но на данный момент она такова, и украинская сторона прекрасно была об этом осведомлена.
— Тем не менее, существуют обязательства, вытекающие из того, что Белоруссия является независимой площадкой для переговоров в рамках российско-украинского конфликта.
— Да, у Белоруссии, безусловно, есть определенные обязательства по отношению к Украине. Это, самое главное, обязательства по несовершению действий, подрывающих безопасность, территориальную целостность и суверенитет Украины, а также по недопущению использования территории Белоруссии для совершения таких действий. И Александр Лукашенко многократно открыто повторял это: Белоруссия сама никогда не совершит враждебных действий по отношению к Украине, а также никогда не допустит использования своей территории для совершения таких действий.
Если упростить, то это значит, что мы никогда не нападем на Украину, не введем против нее санкции и другие репрессалии, а также не позволим третьим странам, включая Россию, использовать нашу территорию против Украины, не поддержим санкции и иные репрессалии третьих стран против Украины. Так мы себя ведем с первых дней украинского кризиса и будем продолжать вести себя дальше. Поэтому, а также в силу экономической целесообразности,— аину идут белорусские нефтепродукты, продукция военного и двойного назначения, иная продукция, а из Украины в Белоруссию — тоже много товаров, которые мы с удовольствием покупаем. Аналогичные обязательства, кстати, Белоруссия взяла на себя и по отношению к другим соседним странами: Литве, Латвии, Польше — и так же выполняет их.
— Но в связи с новым витком военного сотрудничества с Россией эта ситуация может нарушиться…
— Таким образом, возможность нападения исключать нельзя?
— Теоретически, конечно, да. Но важно понимать, что в условиях, когда к власти в странах Запада приходят политики, ориентированные на улучшение отношений с Москвой, задачу установления полного военно-политического контроля над Белоруссией российской стороне выгодней будет решить на легитимной основе. То есть, это будет сделано либо по согласию белорусской стороны, либо под благовидным предлогом, например, выполнения союзнического долга. Но для этого в Белоруссии должен начаться крупный внутренний конфликт, с которым сам Минск не сможет справиться. Этого, по моему мнению, не будет. Либо же на Белоруссию должны напасть страны НАТО или Украина, чего, как мы все понимаем, тоже не будет. Исходя из этого, получается, что удобного предлога для односторонних действий у Москвы не окажется.
Кроме того, белорусские вооруженные силы готовы к отражению агрессии с любого направления, включая российское. И едва ли есть основания считать, что столкновение с ними будет «легкой прогулкой» даже для такого мощного в военном отношении субъекта, как российская армия. Поэтому мне кажется, что прямое нападение следует все-таки исключить. Источник угроз — это, в первую очередь, внутренние конфликты, которые могут быть использованы Москвой для навязывания белорусскому руководству «союзнической помощи». В этом смысле нельзя исключать и такие сценарии, как тот, что был раскрыт в Черногории.
— Как, по-вашему, будут дальше развиваться белорусско-украинские отношения?
— Белорусско-украинские отношения имеют стратегический характер. И я ожидаю, что понимание этого стратегического характера позволит нам преодолеть все временные неурядицы, тем более, что реальных, а не выдуманных, противоречий между нашими странами практически нет. А взаимные интересы при этом — огромные. Достаточно лишь сказать, что Белоруссия и Украина в настоящее время прорабатывают вопрос о поставки нефти на белорусские НПЗ из альтернативных российским источников (вероятней всего, из Азербайджана). Но есть и множество других перспективных проектов.
Главные риски в наших отношениях связаны с внутренней политикой каждой из наших стран. Очень важно, чтобы и Белоруссия, и Украина обеспечили стабильность и преемственность своей внешней политики, для чего, разумеется, необходимы успешные действия по сохранению стабильности и недопущению внутренних конфликтов.