Причина аварий истребителей Воздушно-космических сил России при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов» — отсутствие элементарной подготовки летного состава и материальной базы; в ВКС РФ наберется не более двух десятков опытных пилотов, способных взлетать с авианосца.
Об этом «Обозревателю» рассказал эксперт по вопросам авиации Влад Любин.
По его словам, массу проблем имеет как сам «флагман российского флота», авианосец «Адмирал Кузнецов», так и его летный состав.
Например, при взлете, «чтобы летательный аппарат успел быстро набрать нужную скорость», «на большинстве авианесущих кораблей имеется специальная катапульта, которая, резко толкая самолет, всего за каких-то 30-40 метров придает ему нужную взлетную скорость», — пояснил Любин. «В последние десятилетия некоторые конструкторы авианосцев заменили катапульты трамплином в носовой части корабля, сделав ставку на тягу двигателей современных самолетов — именно такой трамплин есть на «Кузнецове», — добавил он.
Эксперт подчеркнул: «Посадка на авианосец является одним из самых сложных элементов летного мастерства». По его словам, «на подготовку пилота, например, американской палубной авиации уходят годы тренировок и миллионы долларов». Любин пояснил, почему сесть на палубу корабля — по-настоящему сложно: «Скорость касания палубы истребителем в среднем составляет около 200 км/час, то есть палубы длиной даже в 300 метров для обычного торможения не хватит. Поэтому на всех авианосцах применяется система торможения с помощью натянутых поперек палубы нейлоновых тросов. Самолет перед посадкой выпускает специальный крюк, именуемый на флоте „гак“. Задача пилота — подвести самолет к палубе на минимальной скорости и поймать крюком один из тросов. Затем включается специальная система торможения, которая быстро останавливает машину».
Исходя из этого, «полеты с авианосца требуют не только многолетней тщательной подготовки летного состава, но и безукоризненной работы всех сопутствующих систем», — сказал эксперт.
В контексте «Адмирала Кузнецова» он заметил, что «здесь все обстоит из рук вон плохо». Так, «корабль большую часть времени простаивает на ремонте. Это означает, что ни о какой отработке слаженных действий, связанных с обеспечением полетов, не может быть и речи. Авиация, а тем более морская, не прощает мелочей. Но поскольку нет походов, нет опытных специалистов, нет выходов в море — нет реальных взлетов и посадок», — пояснил Любин.
По его оценкам, сегодня во всей российской авиации «наберется не более двух десятков пилотов, способных взлетать с авианосца». «Я не случайно говорю „взлетать“. Тех, что умеют садиться — еще меньше», — добавил эксперт.
Он предположил, что аварии связаны с тем, что «командование просто выпихивает на взлет слабо подготовленных летчиков, дабы отрапортовать о выполнении боевой задачи». «А дальше как выйдет. Вот оно и выходит, что сначала один истребитель кружит над „Кузей“, который застлан дымом, до тех пор, пока не закончилось топливо. А другой при приземлении, видимо, имеет такую скорость, что никакие тросы не способны его удержать в пределах палубы. Потому что „Кузя“ во время приема самолета не может дать полный ход против ветра, чтобы подарить несчастному перепуганному пилоту минус хотя бы каких-то 40 км/час», — объяснил Любин.
«Увы, российская авианосная авиация, лишенная элементарной подготовки и материальной базы, больше напоминает брошенного в воду щенка, нежели морского волка», — сделал вывод эксперт.
Как писал «Обозреватель», 5 декабря в Сирии при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов» разбился истребитель Воздушно-космических сил России. 14 ноября в Средиземном море произошла авария с истребителем МиГ-29К при проведении тренировочных полетов во время захода на посадку на тот же авианосец.