Примечание редактора: Приведенная ниже статья является частью материалов симпозиума, проведенного по поручению издания National Interest и Нью-йоркской корпорации Карнеги. Мы попросили нескольких ведущих мировых экспертов поделиться их взглядами на будущее российско-американских отношений при избранном президенте Дональде Трампе и опубликовали их ответы.
Готовясь к переговорам с Россией, первое, что президент Трамп должен сделать, это снизить ожидания. Те заявления, которые он делал в ходе своей предвыборной кампании, поставили его в чрезвычайно невыгодное положение на будущих переговорах. Талейран внушал дипломатам: «Не нужно демонстрировать излишний энтузиазм!» Открытое стремление Трампа встретиться с Путиным и его обещания быстро заключить с ним соглашение поставили Москву в выгодную позицию на переговорах.
Что еще важнее, для того, чтобы ослабить авторитет НАТО — ключевая задача Кремля — Трамп уже сделал больше, чем все многолетние скрытые операции России. Как бы Путин ни радовался такому поведению Трампа, он в конечном итоге будет рассматривать Трампа как новичка, еще одного Берлускони, как лидера, с которым можно подружиться, а затем использовать или даже шантажировать компрометирующей информацией, собранной его шпионами. Таким образом, первый шаг должен заключаться в том, чтобы сдать немного назад, отказаться от своих прошлых заявлений и восстановить авторитет.
Что касается конкретных политических шагов, ключевым приоритетом должно стать укрепление НАТО. Еще до начала этой предвыборной кампании авторитет Статьи 5 уже вызывал сомнения. С тех пор как Украина оказалась в центре внимания Запада, многие признали, что 1) США не применят ядерное оружие для защиты Прибалтики и других пограничных государств-членов НАТО и что 2) неядерная система обороны НАТО на границах альянса безнадежно уступает потенциальным российским войскам вторжения. Неопределенность позиций Трампа в вопросе о том, придет ли он на помощь подвергшемуся нападению члену альянса, еще больше ослабила НАТО. Если бы Путин решил воспользоваться возможностью и отдал распоряжение о начале гибридной операции по дестабилизации правительств в Прибалтике и если бы НАТО не смог всерьез отреагировать на такое нападение, несмотря на Статью 5, это могло бы стать концом альянса. Как бы Трамп ни пытался представить это в ином свете, он войдет в историю как лидер, несущий личную ответственность за разрушение послевоенного западного порядка. Чтобы этого избежать, ему необходимо будет доказать Путину, что США готовы защитить страны Балтии от любых подобных атак и ускорить процесс увеличения численности войск НАТО и их боеготовность у границ с Россией.
Что касается Сирии, у Трампа и Путина, вероятно, появится возможность объявить о «прорыве», которого стороны добились бы в любом случае. Политика США, направленная на поддержку умеренной оппозиции, стремящейся свергнуть режим Асада, уже продемонстрировала свою абсолютную несостоятельность. Если, после заключения какого-либо соглашения в Алеппо, Россия решит, что режим Асада в безопасности, она, возможно, приложит некоторые усилия для того, чтобы стравиться с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.) — и два президента смогут объявить о создании альянса против терроризма. Недавно президент Путин публично поблагодарил США за их помощь в обеспечении безопасности на Олимпийских играх в Сочи, а это значит, что ему, возможно, понравится активизация обмена разведданными в рамках борьбе против международного терроризма.
Что касается Украины, Трамп может лично дать обещание блокировать вступление Украины и Грузии в НАТО, пока он находится у власти. Такое личное обещание не потребует заключения формального соглашения НАТО на основании консенсуса всех членов альянса. В лучшем случае в обмен на это Путин согласится поддержать стабилизацию ситуации на востоке Украины. Однако проблема заключается в том, что президент Обама, вероятнее всего, уже дал личное обещание не поддерживать вступление Украины и Грузии в НАТО, но, очевидно, Путину этого оказалось недостаточно. Однако вполне возможно, что желание добиться смягчения санкций, введенных в связи с конфликтом в Донбассе, перевесит.
Дэниэл Трейсман — профессор политологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.