Что стоит за московской анимационной студией «Анимаккорд»? Шестой по популярности ролик на YouTube — «Маша и каша».
Главное достижение «мягкой силы» путинской России наделено очарованием неугомонной белокурой девочки и прямоходящего медведя с цирковым прошлым. Накануне, 10 декабря, московская анимационная студия «Анимаккорд» официально заявила о том, что многие родители, даже итальянские, знали уже давно: видеоролик с cерией «Маши и медведя» под названием «Маша и каша», насчитывающий 1 миллиард 804 миллиона просмотров, стал шестым самым просматриваемым роликом в истории YouTube, опередив недавно даже видеоклип самой английской песни Адель «Hello». В остальном невероятный успех мультфильма «Маша и медведь» проявляется главным образом в рождественский период, как сегодня, когда торговые центры наполняются изображениями и гаджетами, целые ряды стеллажей с игрушками посвящены двум российским персонажам, а по телевидению транслируются самые знаменитые серии. Трехлетняя Маша, одетая в традиционный русский наряд, c платочком на голове, пришла в дома детей из 120 стран мира, мультфильм переведен уже на 25 разных языков, от США (права на показ «Маши» выкупила здесь компания Netflix) до Индонезии, где, по результатам опроса детей, оказалось, что «Маша и Миша» — их самый любимый дуэт. В Америке Машу озвучивает Элси Фишер (Elsie Fisher), юная голливудская звезда, дублировавшая также такой популярнейший мультфильм, как «Гадкий я».
Ирина Мастусова, директор российской Ассоциации анимационного кино, в прошлом году рассказала The Moscow Times, что с 2010 года «бюджет производства увеличился вдвое», это произошло также благодаря увеличению государственного финансирования, обеспеченного по требованию президента Путина для поддержки «российской культуры и идентичности против иностранного влияния».
Анимация — одна из наиболее успешных отраслей в советской России, рухнувшая вскоре после падения Берлинской стены. Сегодня, чтобы получить государственную поддержку, даже сценаристам «Маши» нужно доказать, что они «способствуют распространению российских ценностей и достижений». И если Машу порой критиковали за излишне бойкий нрав, который может послужить дурным примером для детей, по сравнению с другими более «невнятными» мультфильмами, вроде Свинки Пеппы или Губки Боба, этот мультфильм все еще соответствует «традиционным» критериям (насколько можно говорить о «традиционности» семейных отношений между девочкой и медведем).
Мультфильм обладает и другим достоинством: в мире, представляющем в образе медведя зло, с которым необходимо бороться, восточноевропейские дети видят в нем того, кто помогает белокурой девочке найти дорогу домой.