Чтобы быть великим лидером и великим государством, необходимо обладать такими качествами, как интуиция, дальновидность, проницательность. Ровно теми особенностями, которые США не смогли продемонстрировать в своей политике на Ближнем Востоке… Нет ни предвидения, ни глубокого чутья, ни видения, ни решительной и проницательной позиции. Политика администрации Обамы на Ближнем Востоке спорна со всех точек зрения.
Из-за хаоса и нестабильности Ирак оказался на грани распада; Сирия заходит в неразрешимый хаос.
Настаивание США на аль-Малики (Maliki) превратило Иран в более влиятельного игрока как в Ираке, так и в Сирии. Обеспечить целостность Ирака с помощью фанатичной, нетерпимой, мазхабистской концепции было сложно, и упорствование на такой фигуре и таком политике, который обладает другими привязанностями, неизбежно должно было привести страну к краю пропасти. В результате возникла такая беда, как ДЕАШ (ИГИЛ, террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.), которая, словно раковая опухоль, обуяла не только Ирак, но и Сирию. А через открытую дверь вошли страны, которых США совсем не считали дружественными. Каждый их ход только повышал влияние других сил.
Еще одна ошибка США в регионе заключалась в том, что действовать они стали, наступая на ноги таких своих давних друзей, как Турция и Саудовская Аравия. Вместо своих извечных друзей, они попытались найти себе новых неизвестных союзников.
Только представьте, такая огромная страна, как США, развивает союзнические отношения с террористической организацией, которая является продолжением Рабочей партии Курдистана (РПК), Партией «Демократический союз» (PYD), и именно по этой шкале оценивает будущее региона.
Настаивание США на аль-Малики расчистило путь Ирану, а на PYD — России.
Очевидно, США не понимают в полной мере той ценности, того значения, которое придает им Турция, и не проектируют свои отношения, исходя из этого. Тем не менее, понимающая это значение администрация видела бы, что эти отношения измеряются не только Сирией и Ираком. Отношения Турции и США опираются на их простирающееся вглубь истории сотрудничество во многих регионах, от НАТО до Афганистана, от Африки до Балкан, от G20 до турецкоязычных республик.
Наши отношения с США могут не подразумевать такого товарооборота, как с Россией, не предполагать зависимости в энергетике, большого объема инвестиций и торговых операций в разных сферах, прежде всего в туризме. Но США, пожалуй, больше остальных стран оказали влияние на процесс крупных трансформаций, произошедших в период после того, как Турецкая Республика перешла к многопартийной жизни, при этом особым значением обладают наши отношения в рамках военно-политического союза.
Когда США выглядят так, словно говорят Турции: «Оставайся другом, я буду сотрудничать с твоим врагом PYD», — это не выдерживает никакой критики.
Администрации США следует тщательно проанализировать подъем антиамериканизма в Турции и регионе.
Если турецкий народ считает, что за попыткой госпереворота в Турции стоят некоторые связанные с США организации, при этом главное ответственное лицо Гюлен (Gülen) не подлежит экстрадиции в Турцию, невозможно ожидать, что это не породит у людей негативных чувств.
Если главный враг Турции РПК при оказываемой ей поддержке нападает на Турцию из Сирии и Ирака и содействует сценариям, направленным на раздел Турции или отнятие территорий, совершенно очевидно, народ не станет приветствовать это.
С каким видением и проекцией действуют США, я не знаю, но до настоящего момента эта манера действий не принесла пользы ни региону, ни им самим… Надеемся, что новый президент Трамп положит конец этой странности и будет преследовать политику, уважающую отношения с их давними союзниками.
Турция хочет от США немногого, от своего друга она хочет видеть дружбу.