Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будет ли у белорусов свое православие?

В обществе обсуждают заявление предстоятеля Белорусской православной церкви, митрополита Минского и Заславского Павла о невозможности национальной православной церкви в Белоруссии.

© РИА Новости Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкОткрытие собрания игумений в Троице-Сергиевой лавре в рамках празднования 700-летия Сергия Радонежского
Открытие собрания игумений в Троице-Сергиевой лавре в рамках празднования 700-летия Сергия Радонежского
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Свое заявление предстоятель Белорусской православной церкви и патриарший экзарх всея Белоруссии сделал в 3 января 2017 года в интервью православной телекомпании «Союз». Слова митрополита Павла вызвали неоднозначную реакцию в социальных сетях. Руководство Белоруссии, в свою очередь, старается не давать резких комментариев по этому поводу.

Вильнюс — Свое заявление предстоятель Белорусской православной церкви и патриарший экзарх всея Белоруссии сделал в 3 января 2017 года в интервью православной телекомпании «Союз». Слова митрополита Павла вызвали неоднозначную реакцию в социальных сетях. Руководство Белоруссии, в свою очередь, старается не давать резких комментариев по этому поводу.


Мнение митрополита


Глава Белорусской православной церкви (БПЦ), которая подчиняется Московскому патриархату Русской православной церкви (РПЦ), высказал мнение, что Белоруссии не нужна национальная церковь. Он сравнил идею национальной церкви с искушением Евы дьяволом. «Происходит то же самое, говорят: вы посмотрите, как здорово, чтобы была церковь национальная, своя… Сегодня под благовидным предлогом — свобода, независимость — пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет», — заявил церковный иерарх.


В этом контексте он также высказался и по поводу «русского мира»: «Когда мы говорим о русском мире, то здесь нет никакой политики. Речь идет о тех, кто жил в те далекие времена — о руссах, которые вышли из днепровской купели, у которых одна вера, одна церковь, одна культура, один алфавит, один язык».


Протесты в интернете


Слова главы БПЦ вызвали дискуссию в интернете и СМИ. Православный священник из Минска Александр Шрамко считает слова митрополита Павла «недальновидными». Как тогда относиться ко всем другим православным церквям — грузинской, сербской, румынской, задается вопросом Шрамко. По его словам, это нормально, чтобы в стране была своя церковь, чтобы она была в хороших отношениях с церквями других государств. «Это в общей традиции православной церкви, это естественный процесс. И наоборот, если руководящий центр церкви находится в другой стране, это вызывает недоверие, создает напряженность», — считает священник. А политолог Владимир Мацкевич высказался более категорично: «Присутствие на территории Белоруссии РПЦ представляет угрозу суверенитету».


На дискуссионной площадке talks.by появились также критические замечания по этому поводу: «Очень жаль, что православные священники вместо того, чтобы помолиться о душах прихожан, занимаются политикой, причем очень неудачно, надо быть мудрее». «Не надо религии смешиваться с политикой. Патриарха Кирилла неприятно видеть рядом с Путиным на всяких собраниях и совещаниях. Его место — в Храме».


На сайте независимой газеты «Наша нива» появились такие комментарии: «Без национальной белорусской церкви не будет и национального белорусского государства», «Товарищ Павел забыл, что принцип построения православных церквей — поместность. Это значит — каждая страна, народ имеют право на свою независимую православную Церковь».


Давняя дискуссия


С тезисом о необходимости существования в Белоруссии национальной православной церкви согласен сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец, православный по вероисповеданию. Что касается предстоятеля БПЦ, то политик обращает внимание, что этот иерарх назначен патриархом московским Кириллом и прислан в Белоруссию из России в 2013 году. «Он до сих пор не разбирается в специфике православия в Белоруссии. Ему кажется, что православие, которое появилось в Москве, и православие в Белоруссии — это одно и то же. На самом деле, православие здесь более старое, более демократическое и открытое для других вероисповеданий, чем российский вариант, склонный к ксенофобии и шовинизму», — считает Северинец.


По его словам, это две разные православные церкви, но церковь — это не государство и не политическая партия. Поэтому вопрос национальной церкви решается соборно, путем долгих консультаций, чтобы мирно и без конфликтов все происходило более или менее естественно.


Реакция президента


7 января, во время посещения Свято-Духова кафедрального собора в Минске, Александр Лукашенко спокойно высказался по поводу национальной церкви. По его мнению, «жизнь все расставит на свои места». «Никогда не надо бежать впереди паровоза. Нам абсолютно не мешает сегодня то, что мы с братскими народами — россиянами, украинцами, другими народами и народностями, которые проживают в наших государствах, в лоне православия находимся вместе», — сказал президент Белоруссии.


В то же время, отмечает политолог Валерий Карбалевич, глава Белоруссии очень желал бы, чтобы БПЦ была более самостоятельной и если и не подчинялась ему, то хотя бы им контролировалась. Но идти далеко в этом направлении Лукашенко было бы сложно. Это, говорит эксперт, означало бы получить конфликт с РПЦ, а, значит, и с Россией. Во-вторых, можно начать движение в этом направлении, но получить отрицательный результат, как это видно на примере Украины. «Украинская православная церковь стала на путь автокефалии, получила поддержку государства, но даже сторонники независимости не спешат покидать ту церковь, которая находится под Московским патриархатом. И это привело к серьезному расколу в обществе», — констатирует Карбалевич.


По данным Министерства иностранных дел Белоруссии, верующими считают себя 58,9% населения страны. Из них 82% — православные, 12% — католики, 6% — представители других 23 конфессий, в том числе мусульман, протестантов, иудеев, униатов и других.