Граждане Республики Сербии и весь правдолюбивый мир запомнит 2016 год, в том числе, как время успешного противостояния нашего Отечества систематическим лицемерным попыткам Европейского Союза заставить Сербию ввести санкции против Российской Федерации. В этой связи напомню, что сейчас страны ЕС находятся в конфликте с Россией из-за Украины. На самом же деле они нехотя, из-за сильнейшего давления со стороны Соединенных Штатов Америки, были вынуждены ввести санкционный режим против России. Под давлением уходящей американской администрации (Обамы), прибегнув к абсурдным обвинениям о том, что Москва якобы отказывается от сотрудничества, оговоренного в минских соглашениях по Украине, и вопреки несогласию таких стран, как Италия, Венгрия, Греция, Кипр и Австрия, 19 декабря 2016 года ЕС все же подлил санкции против РФ до 31 июля 2017 года.
Лидеры ЕС, бесцеремонно игнорируя общеизвестный факт о том, что силу имеют только те санкции против некой страны, которые утверждает Совет безопасности ООН, действуя по принципу «если вы не с нами, то вы против нас» и методом «холодно-горячо» и тем самым сознательно ставя под угрозу международную безопасность, неоднократно «рекомендовали» нашей стране (кандидату на вступление в ЕС) ввести санкции против Российской Федерации, чтобы тем самым Сербия ускорила свое движение по пресловутому «альтернативному европейскому пути». Факты, известные общественности в связи со сказанным, свидетельствуют о том, что на подлое «уламывание» Сербии ввести анироссийские санкции Европейский Союз подтолкнули США. Правда, во время турне по Балканам в июле 2016 года помощник американского Госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд заявила, что США понимают: Сербию и Россию связывают «традиционно крепкие исторические, религиозные, культурные и другие связи», и США не видят никакого противоречия в том, что Сербия может поддерживать хорошие отношения, как с Россией, так и с Америкой. При этом Нуланд добавила, что Вашингтону «никогда бы и в голову не пришло требовать от своего партнера принимать ту или иную сторону».
Вскоре после этого, вопреки мягким заявлениям Виктории, три официальных представителя ЕС заняли намного более требовательную и конкретную позицию по отношению к нашей стране. Например, Натали Точи, советник высокопоставленного функционера ЕС и глава группы авторов новой внешнеполитической стратегии безопасности ЕС заявила: якобы Сербии не стоит надеяться на то, что она сможет балансировать между Западом и Востоком. Точи была по-настоящему категорична: «Мы будем ожидать от Сербии, что она приспособится к позиции ЕС на пути к членству в Европейском Союзе». Глава делегации ЕС в Сербии Майкл Девенпорт сказал, что рано или поздно Сербии придется ввести санкции против России (он не упомянул, что ЕС рано или поздно распадется, поскольку его родная страна, Великобритания, выйдя из ЕС, подсказала такой вариант). В интервью белградскому изданию НИН Девенпорт заявил: «ЕС ожидает, что к моменту вступления любая страна-кандидат полностью согласовала свою внешнюю политику с Евросоюзом. Сербия должна определить свои стратегические приоритеты, а на их базе — свою внешнюю политику в будущем». Уполномоченный по Сербии в Европейском парламенте Дэвид Мекалистер, выступая на конференции «Глобальная стратегия внешней политики ЕС и Западных Балкан» (14. 07. 2016), заявил, что Сербия не может закрывать глаза на агрессивность России, даже учитывая ее традиционно крепкие связи с РФ. Он порекомендовал Сербии постепенно пойти по стопам ЕС, то есть, в частности, ввести санкции против РФ.
Проявив недостаточную осторожность или намеренную англосаксонскую надменность, Мекалистер раскрыл, почему ЕС, собственно, добивается от Сербии введения санкций против России. На уже упомянутой конференции этот евродепутат сказал, что под нормализацией отношений между Белградом и Приштиной (на урегулировании перед вхождением Сербии настаивает ЕС) не подразумевается официальное признание независимости Косово. ЕС ожидает, что взаимоотношения Сербии и Косово нормализуются шаг за шагом, и в итоге эта нормализация будет означать, что обе стороны смогут пользоваться «всеми своими правами». Мекалистер имел в виду полную и неизменную решимость граждан Сербии и их демократически избранных представителей отстаивать свои жизненно важные ценности, в особенности территориальную целостность (только Национальный парламент Республики Сербии уполномочен решать вопрос о возможном изменении государственных границ нашей родины). И этим заявлением Мекалистер подтвердил, что ЕС полон решимости продолжать попытки нарушить территориальную целостность нашей страны. В этой связи очень важно определить роль санкций, которые по требованию ЕС Сербии следует ввести против России.
Несомненно, суть подвоха ЕС, уготовленного Сербии, отражает английское выражение «стрелять себе в ногу». Брюссельская администрация рассчитывает, что если обманом (или по принуждению, или по доброй воле) добьется от Сербии введения санкций против России, то последней, по всей видимости, придется пересмотреть ряд соглашений с Сербией. Таким образом, ЕС нацелен на вариант, при котором, совершив столь необдуманный шаг, Сербия лишится поддержки России, а с ней, вероятно, и Китая, в Совете безопасности ООН, где принимаются решения о признании новых государств ООН. Во-первых, это открыло бы путь перед самопровозглашенным вторым албанским государством на территории Сербии («Косово») к полноправному членству в ООН, а во-вторых, создало бы условия для продолжительной дестабилизации Балкан.
И только политическое руководство и граждане Сербии считают, что отказ от присоединения к санкциям против России и ее народа полностью согласуется с национальными интересами Сербии и ее народа. Поэтому исключен вариант, при котором Сербия, введя санкции против РФ, будет рисковать своим настоящим и будущим ради так называемого европейского пути (вступления в ЕС), который становится все длиннее и длиннее (в 2014 году Европейская комиссия наложила пятилетний мораторий на прием новых членов ЕС, и поступают сообщения, что Сербия сможет стать частью ЕС только в 2027 году). Особенно если учесть, что судьба Евросоюза, скорее, туманна, чем ясна (например, в апреле 2017 года состоятся президентские выборы во Франции и велика вероятность, что победит Марин Ле Пен, которая намекает на французский Брексит).
Помимо упомянутых ключевых факторов, которые не позволяют Сербии ввести санкции против России, существует и множество других убедительных аргументов. Прежде всего, вопрос о введении санкций против некой страны для Сербии является принципиальным. Это не вопрос сиюминутной политической целесообразности. У нашей страны есть собственный недавний и очень негативный опыт: когда-то против самой Сербии безосновательно ввели всеобъемлющие санкции больше чем на десять лет. Вообще их инициаторы и реализаторы представляли определенные силы (англосаксонских гегемонов), которые пытались достичь своих геополитических целей на Балканах в ущерб сербскому народу. И поэтому парадоксально, что сегодня они же пытаются склонить политическое руководство и граждан Сербии к участию в их, казалось бы, только экономической, а на самом деле всеобъемлющей агрессии против России. Поскольку Сербия продолжает прилагать усилия, двигаясь по тернистому «европейскому пути» к ЕС, они систематически «бомбардируют» ее неоспоримыми аргументами о ее провальной, а значит, опасной внешней политике в свете региональной и европейской безопасности, предпринимая попытки добиться признания законности лжегосударства «Косово». На самом деле Сербия продолжит серьезно вредить своей территориальной целостности, поскольку никогда не признает произвольного создания джихадистского государства на 13% своей территории как центра громогласно аннонсируемого балканского халифата. Одновременно Сербия сохранит хорошие отношения с Россией, которая соблюдает принципы Устава ООН и, отказавшись признать лжегосударство «Косово», уважает территориальную целостность Республики Сербии.
В конце концов, если новый американский президент материализует свои предвыборные внешнеполитические обещания о том, что США нормализуют отношения с Россией и одновременно включатся в борьбу с так называемым «Исламским государством» (запрещенным в России, — прим. ред.), в планах которого так называемый балканский халифат занимает большое место, нынешние санкции против РФ, без сомнений, будут отменены, а шансы Республики Сербии восстановить суверенитет на всей своей территории оптимально повысятся. Этому благоприятствуют геополитические события, и будем надеяться, что они позитивно повлияют на стабилизацию Балкан. А их стабильность является предпосылкой для стабильной и процветающей Европы.