Кремль пытается перековать в острое оружие столь ценную своим гуманитарным влиянием русскую литературу. Писатель Захар Прилепин в качестве военного командира в самопровозглашенной «народной республике» Донецк агитирует желающих воевать соотечественников. Прилепин, который сам в 90-е годы воевал в Чечне в составе спецподразделений ОМОНа, создал в последние месяцы спецподразделение для донецкой армии боевиков и служит там формально как политический комиссар в звании майора. Не так давно этот успешный автор, известный также как автор киносценариев и рок-певец, позировал в камуфляже и в винтовкой наперевес в материале государственного новостного портала «Комсомольская правда». Прилепин показал себя также как наставник — по его уверениям — высокомотивированных наемников, среди которых есть несколько женщин.
Прилепин, который примечательным образом в прошлом году был отмечен премией российского правительства, бросает на чашу весов всю свою популярность, чтобы морально возвысить войну на Украине, вызывающую споры в российском обществе. Он напоминает о том, что многие писатели-классики, будь то Александр Пушкин, Михаил Лермонтов или Лев Толстой, были на военной службе в царской империи. Однако он игнорирует при этом их критику военного ремесла. Пацифистские убеждения многих русских литераторов, их симпатии по отношению к военному противнику он квалифицирует как феномен декадентства, который, правда, имеет долгую традицию.
Момент для выступления Прилепина выбран удачно. Тот факт, что состоящие на содержании России «народные республики» являются бандитскими гнездами без будущего, не могут не видеть даже верные государству патриоты. За последнее время многие из их командиров — например, в Донецке Михаил Толстых с псевдонимом «Гиви» или Арсен Павлов, он же «Моторола» — погибли в результате взрывов, то есть не во время героического сражения, а в результате внутренней борьбы за перераспределение. Кроме того, люди вроде Толстых и Павлова, которые в гражданской жизни были укладчиками или мойщиками машин, лишь очень условно годились в образцы для подражания. И напротив, Прилепин, который за свой последний роман про ГУЛАГ «Обитель» получил три российские премии и сверх того сербскую премию имени Иво Андрича, — это международная звезда.
Как и российское государственное телевидение, автор раскручивает спираль эскалации. Он любит Украину и все украинское, утверждает Прилепин, но как часть святой России. Поэтому, мол, его цель состоит в том, открыто заявляет он, — чтобы захватить «русский город» Киев.
Российские и украинские писатели наносят ответный удар. Автор Аркадий Бабченко, который, как и Прилепин, воевал в Чечне, однако в результате стал решительным критиком Кремля, находит гротескным то, что Прилепин хочет заполучить назад и закабалить Украину как колонию. То, как Прилепин из национал-большевистского революционера превратился в идеолога нового путинского тоталитаризма, Бабченко считает почти патологией. Публицист Роман Цимбалюк предупреждает, что использование наемников в России все еще считается преступлением. Российский писатель Дмитрий Быков, решительный защитник независимой Украины, напоминает о том, что война там была развязана Россией и поэтому она преступна. Однако прежде всего Быков сомневается в том, что Прилепин действительно хочет стать солдатом на фронте и рисковать своей жизнью. По словам Быкова, выступление в Донбассе выглядит скорее как рекламная акция для только что вышедшей в свет книги Прилепина «Взвод», сборника портретов военных ветеранов.
Захар Прилепин формулирует на видео, якобы, свое кредо: что Бог существует, что Россия — святая, а смерть неизбежна. Тем самым автору, к сожалению, может удасться агитировать молодых россиян без жизненных перспектив пойти на войну на востоке Украины в качестве «пушечного мяса», опасается журналист Сергей Лойко. Люди, у которых впереди нет других перспектив, кроме как пить и бить своих жен, получили бы тем самым возможность зарабатывать в месяц до 200 евро, безнаказанно убивать и грабить — и все же чувствовать себя героями.