Решение Великобритании попрощаться с Европейским Союзом, которое было принято в результате референдума в прошлом году, поразило весь мир. Но и сейчас мир не перестает удивляться проблемам, с которыми Великобритания сталкивается в законодательной сфере на стадии имплементации этого решения.
Референдум, проведенный 23 июня 2016 года, продемонстрировал раскол британского общественного мнения по вопросу о прощании с ЕС. В ходе голосования выяснилось, что число сторонников отделения составляет 51,9%, а тех, кто склоняется к тому, чтобы остаться в союзе, — 48,2%.
Тот факт, что народ страны выразил разные точки зрения в примерно одинаковом соотношении, затормозил начало процесса, необходимого для претворения в жизнь решения о выходе из ЕС. Правительство Терезы Мэй считало итоги референдума достаточными и полагало, что в рамках 50-й статьи Лиссабонского договора сможет начать переговоры об отделении от ЕС. Так, Тереза Мэй сообщила, что переговоры будут начаты 31 марта 2017 года.
Мотивировано данное решение было тем, что выход из ЕС будет подразумевать кардинальные изменения в законодательстве ЕС, которое применяется в стране, и полномочия на осуществление таких правовых изменений правительству может дать только законодательный орган.
Правительство Терезы Мэй было вынуждено вынести этот вопрос на обсуждение парламента. Голосование о наделении правительства полномочиями в вопросе выхода из ЕС сначала прошло в Палате общин, депутаты которой подавляющим большинством голосов дали правительству такие полномочия.
Настал черед Палаты лордов. В ходе голосования, проведенного минувшим днем в Палате лордов, предложенный правительством законопроект, который прошел через Палату общин без каких-либо изменений, был отклонен.
Палата лордов приняла решение, что в законопроект должны быть внесены изменения, для того чтобы четко указать, как в случае выхода из ЕС будет обеспечена защита прав граждан ЕС, проживающих в Великобритании.
Когда функционирование демократии сопровождается регулярным действием механизмов проверки, исправления и контроля, достигаемый результат может принимать самую правильную и справедливую форму. Правительство за короткий промежуток времени внесет поправки, требуемые Палатой лордов, и измененный законопроект будет снова представлен на рассмотрение Палаты общин.
Консервативная партия, обладающая большинством в Палате общин, полагает, что она не столкнется здесь с какими-либо сложностями, когда снова направит свой законопроект после внесения необходимых изменений. Но такое затягивание процесса ставит под угрозу срыва сроки, в которые правительство Терезы Мэй планировало начать переговоры о выходе из ЕС.
Все эти демократические механизмы показывают, что те или иные процедуры не преподносятся как свершившиеся факты, и они обретают законную силу после терпеливого и тщательного продумывания любой темы до мельчайших деталей. И Великобританию знают как страну, которая с этой точки зрения применяет парламентскую систему самым успешным образом.
В этом году ЕС проходит через ряд важных испытаний. Выборы, которые состоятся в Нидерландах, Франции и Германии, могут повлечь за собой смену власти в этих странах, и в отношениях каждой из этих стран с ЕС могут произойти существенные трансформации.
Каких-либо признаков того, как будут формироваться отношения Турции с ЕС, который стоит на пороге столь важных перемен, пока не наблюдается. Сейчас две стороны сосредоточены на своих внутренних вопросах. Надеемся, что когда события, связанные с внутренними вопросами, улягутся, и стороны, подняв головы, оглядятся вокруг, будет не слишком поздно.