Как администрация Трампа будет выстраивать отношения с Россией? Многие пытливые умы хотят это узнать. Многочисленные средства массовой информации сфокусировали свое внимание на том, отменит ли президент Трамп американские экономические санкции в отношении России. Но есть еще одна вещь, которая может иметь существенное влияние на американо-российские отношения. Речь идет о том, будет ли Трамп модифицировать программы Соединенных Штатов по поддержке демократии.
Истоки американских программ по поддержке демократии
Начиная с 1980-х годов, деятельность нескольких американских правительственных ведомств направлена на оказание помощи в строительстве демократии по всему миру, и делается это посредством предоставления финансовой и технической поддержки правительственным институтам, политическим партиям и некоммерческим организациям (НКО). Вот перечень соответствующих американских ведомств: Агентство США по международному развитию (USAID), Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда (DRL) в структуре Госдепартамента, Национальный фонд в поддержку демократии (NED), а также ассоциированные организации, включая Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт (NDI). До появления на сцене этих организаций такого рода деятельностью занималось Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
Эти программы являются весьма спорными.
Их сторонники утверждают, что эти организации часто поддерживают демократическую надежду в государствах с авторитарным правлением. Однако некоторые критики из академической среды и иностранные правительственные лидеры считают, что эти агентства оказывают содействие политическим партиям и НКО, выступающим в поддержку неолиберальной экономической политики и американских национальных интересов в области безопасности. Другие критики полагают, что иногда такие агентства как USAID и NED оказывают содействие организациям и отдельным лицам, пытавшимся и пытающимся свергнуть — иногда насильственным путем — правительства в таких странах как Боливия, Грузия, Украина и Венесуэла.
Подобных вещей опасаются, конечно же, многие иностранные правительства. После успеха некоторых цветных революций в Восточной Европе и в Центральной Азии отдельные правительства пытаются остановить американские программы демократической помощи в своих странах. В 2003 году правительство Белоруссии запретило иностранное финансирование политических организаций в стране; оно продолжает принимать законы такого рода, в том числе те, которые запрещают НКО хранить свои средства в иностранных банках. В 2010 году Венесуэла — после обвинения нескольких НКО в получении финансирования из Америки для свержения правительства Чавеса — также приняла закон, запрещающий иностранное финансирование политических партий и политически ориентированных НКО. А в 2013 году Боливия выдворила USAID из страны.
Путину тоже не нравятся демократические программы
Российского президента Путина можно считать противником демократических программ Соединенных Штатов, в рамках которых осуществляется финансирование общественных организаций, особенно внутри России.
Российская Государственная Дума также предпринимает соответствующие действия. В 2006 году она приняла законы, запрещающие работу в стране НКО, представляющих опасность для российского «национального суверенитета» и его «уникального характера». В 2012 году в Думе были приняты законы, по которым получающие иностранное финансирование НКО объявляются «иностранными агентами» — этот термин в последний раз использовался во время существование Советского Союза.
По данным Amnesty International, 148 организаций получили подобное определение за последние несколько лет. В результате они подвергаются более активному запугиванию со стороны российского правительства, и, кроме того, страдает их репутация. Помимо этого, к ним применяются более жесткие требования в отношении регистрации, а получение иностранного финансирования значительно осложняется. Некоторые организации даже вынуждены были закрыться.
Вскоре после принятия этих законов правительство выдворило из страны организацию USAID. А в 2015 году Путин запретил деятельность в стране NED, а также получение любого вида финансирования от этой организации.
Соединенные Штаты продолжают реализацию демократических программ, несмотря на местные запреты
Тем не менее, USAID и NED продолжают финансировать организации даже в тех странах, где это противоречит местным законам. Так, например, в Венесуэле Соединенные Штаты открыто финансируют организации гражданского общества и даже указывают это в своих годовых бюджетах, хотя и не называя конкретных получателей.
Организации USAID и NED, конечно же, сохраняют в тайне свои планы в этой стране. Вместе с тем, NED и ее руководители продолжают открыто противодействовать идеологическим усилиям России на всей территории Евразии. Так, например, во время выступления президента NED Карла Гершмана (Carl Gershman) в сенатском Комитете по иностранным делам в июне 2016 года он рассказал о пяти основных направлениях в своей работе, в том числе о противодействии «информационному наступлению России и других авторитарных режимов».
С помощью различных своих шагов Путин ясно дал понять, как сильно он ненавидит эти программы, видя в них вмешательство во внутренние дела России. Так, например, телеканал Russia Today регулярно выступает с критикой подобных усилий. Но будет ли российский президент обсуждать этот вопрос с администрацией Трампа?
Трамп может сократить американские демократические программы в России
И как на это ответит Трамп?
Трамп планирует сократить финансирование Госдепартамента и USAID. Он сказал, что хочет укрепить связи Америки с Россией. Закроет ли он американские демократические программы в рамках своей повестки «Америка прежде всего»?
Это очень сложно предсказать. И Трамп, и госсекретарь Рекс Тиллерсон уже давно позитивно отзываются о России и имели раньше связи с Россией. Тиллерсон, к примеру, пытался организовать несколько предприятий в России, которые, в конечном счете, были блокированы американскими экономическими санкциями. Однако сообщество демократии и развития внутри американского руководства, конечно же, будет настаивать на продолжении подобных усилий в России, а также в более широком евразийском регионе.
Наиболее важным, несомненно, остается вопрос о том, продлевать ли действие санкций. Но следует обратить внимание вот на что — а будет ли продвигающим демократию американским организациям разрешено продолжить работу с гражданским обществом в России и в соседних с ней странах? Если нет, то это будет ясным сигналом изменения отношений между двумя державами.
Тимоти Гилл после защиты докторской диссертации работает в Центре межамериканской политики и исследований Тулейнского университета (Center for Inter-American Policy and Research at Tulane University), а основное внимание в своей исследовательской работе он уделяет усилиям США по продвижению демократии в Венесуэле.