Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Маша и Медведь» — опасный сериал

Русская мягкая сила: (не)понятная машенькина популярность

© Анимационная студия «Анимаккорд»Кадр из мультфильма «Маша и Медведь»
Кадр из мультфильма «Маша и Медведь»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские психологи недавно пришли к выводу: несмотря на жестокую конкуренцию с американскими анимационными фильмами, чье разрушающее воздействие на детскую психику из-за насилия и разного рода губительных, сатанистских, гомосексуальных и расистских подтекстов неоспоримо, первое место по вредности воздействия на психику детей занимает сериал «Маша и Медведь».

Более двух миллиардов просмотров одного эпизода российского мультипликационного сериала «Маша и Медведь» на «Ютьюбе» и два сезона этого сериала, успешно проданных в 120 стран мира, — вот самые рекордные успехи, которых удалось добиться той части российской развлекательной индустрии, которая ориентирована на самых маленьких зрителей, за всю ее историю. Однако, что неожиданно, именно российские психологи недавно пришли к выводу: несмотря на жестокую конкуренцию с американскими анимационными фильмами, чье разрушающее воздействие на детскую психику из-за насилия и разного рода губительных, сатанистских, гомосексуальных и расистских подтекстов неоспоримо, первое место по вредности воздействия на психику детей занимает сериал «Маша и Медведь».


Недавно мир облетела новость о том, что одним из рекордсменов по количеству просмотров на сайте для просмотра видеороликов (известном «Ютьюбе»), стала, на первый взгляд неожиданно и к немалому удивлению, серия «Маши и Медведя», мультсериала, который вот уже несколько лет пользуется популярностью во всем мире. Этот эпизод суперкоммерческого российского мультипликационного фильма для самых маленьких «Маша и каша» был просмотрен, как сообщается, более двух миллиардов раз! Популярнее «Маши» — только пандемически заразный и дурацкий ролик «Гангам стайл», который занимает первое место с двумя миллиардами семьюстами миллионами просмотров, и хит американского рэпера Уиза Халифа «Снова увижу тебя». Так симпатичная и непоседливая русская девочка оказалась вместе со своим защитником медведем в очень странной компании.


Мировой успех самой Маши — на первый взгляд неожиданный и даже удивительный, одна из составляющих исключительной популярности телесериала, который российская анимационная студия «АНИМАКОРД» создала десять лет назад. На самом деле тогда над ним студия начала работать по идее Олега Кузовкова, сценариста и режиссера. «По-диснеевски» успешный путь эпизодов «Маши и Медведя», каждый продолжительностью семь минут, начался в январе 2009 года. С тех пор студия, которая за это время собрала команду из более ста человек для работы над сериалом, подарила миру два сезона из 78 серий.


Ценности, объединяющие мир


Вряд ли в современной мировой развлекательной индустрии, ориентированной на малышей, найдется нечто похожее на этот сериал, покоривший всю планету, невзирая на культурные, религиозные и даже политические барьеры (ведь производство русское!). К настоящему моменту «Маша и Медведь» успешно продана в 120 стран мира, и успеха сериал добился везде без исключения. Рецепт успеха довольно прост. Оказывается, универсальность этого сериала кроется в том, что его героиня, добродушная непоседа, гиперактивная девочка, которой все интересно, и которая никому вокруг себя не дает покоя, есть в любой семье любой страны мира. Того самого мира, который контролируют силы, высокомерно утверждающие обратное: мол, мир соткан из различий, и ими можно даже оправдать истребление тех людей, чей уровень отличается от других.


Симпатичной девочке Маше, которая живет в лесу, окружена многочисленными животными, и которую защищает огромный, добродушный и трудолюбивый Медведь, воплощающий, конечно, позитивный образ отца, удалось доказать, что мир — не настолько разный, и что в нем все-таки существуют, прежде всего среди малышей, те ценности, которые объединяют все то, что взрослые старательно разрушают во имя великих целей. Успех этого инфантильного российского мультипликационного сериала с простой структурой, со сказочным, но в чем-то и поучительно реалистичным сюжетом по-новому объединяет людей, и таким образом, сериал, сам того не желая, выполняет дипломатическую функцию, которая, разумеется, не предусматривалась, и его гуманное воздействие сегодня равно чуду. Кто знает, быть может, поэтому недавно появилось сообщение о мнимых результатах исследований, что интересно, российских психологов, утверждающих, что мультсериалы негативно влияют на психику маленьких детей. Невероятно, но согласно этому исследованию, несмотря на жестокую конкуренцию с американскими анимационными фильмами, чье разрушающее воздействие на детскую психику из-за насилия и разного рода губительных (сатанистских, гомосексуальных, расистских и прочих) подтекстов давно признано и совершенно очевидно, первое место по вредности воздействия на психику детей занимает именно сериал «Маша и Медведь»! Причина для подобного утверждения банальна и невероятна. Якобы сериал вреден потому, что его главная героиня Маша — шкодливый, противный и избалованный ребенок, который подает детям неподобающий и даже негативный пример!


Главной политической подоплекой этого «исследования» может быть желание сторонников той самой поляризации в международных отношениях нанести удар по сериалу. Ведь их совершенно не устраивает этот всеми любимый мультфильм, герои которого понятны любому вне зависимости от его культурных и прочих воззрений. «Маша и Медведь» понятен даже в мусульманских странах, потому что на Маше всегда надет платочек, а ее детский бунт достаточно невинен и нисколько не противоречит мусульманским представлениям о поведении женщин.


Возможно, кого-то в России и не устраивает, что Маша превратилась в мировой «бренд», но для ее авторов, а косвенно и для российской экономики, нет творения лучше. Только, скажем, на упомянутых просмотрах на «Ютьюбе» серии «Маша и каша», которая, будучи рекордсменом, привлекла и множество рекламодателей, авторы ежемесячно зарабатывают около полутора миллионов долларов. Однако это всего лишь малая часть общего заработка «Маши и Медведя». По оценкам, только за последние два года этот сериал заработал на мировой дистрибуции около полумиллиарда долларов (по 250 миллионов в год). Кроме того, собственники «бренда» «Маша и Медведь» получают приблизительно такие же доходы от продажи прав на использование главных персонажей их мультфильма разного рода компаниям, которые занимаются производством сувениров, игрушек, а также тем производителям от пищевой промышленности, кто хочет украсить свою продукцию изображениями персонажей данного сериала. Так что «Маша и Медведь» пользуется огромной популярностью у производителей школьных принадлежностей, детского питания, плакатов, детских книг, игрушек и предметов гардероба.


Маша и безграничное счастье «Кока-Колы»


Три наши телеканала показали оба сезона сериала. В конце прошлого года в наши кинотеатрах прошел известный «фильм» (на самом деле микс из старых и некоторых новых эпизодов этого сериала!), и посмотреть на этот скороспелый обман удалось завлечь десять тысяч зрителей. Тем самым была доказана, пусть и не очень правильным способом, популярность этого мультфильма и среди наших детей. А на Новый год у них была возможность посмотреть интересный проект данной «франшизы» — интерактивный спектакль, созданный международным продюсерским центром, «Безграничное счастье» по мотивам «Маши и Медведя» с участием Деда Мороза. Очень интересное сочетание, признайтесь. Русская непоседливая девочка, которую любит весь мир, и такой же любимый разносчик подарков Дед Мороз, известный по роликам «Кока-Колы», в одной сказке! Так что наших фанатов Маши к Новому Году очень порадовали. Отсюда, вероятно, и это «безграничное счастье». Его, хотя и немного иного рода (без Деда Мороза), уже много лет испытывает автор Олег Кузовков. По его словам, он даже не мечтал о том, что его «Маша» достигнет такого успеха. Кузовков утверждает, что причина успеха проста: все дело в универсально изложенной и узнаваемой истории о чистых и позитивных отношениях между ребенком и его взрослым защитником. Таких, какими они должны быть от природы, и какими были когда-то.


Кроется ли причина популярности этого мультфильма в том, что эти взаимоотношения с грустью воспринимаются как нечто, чего в нашем мире деградировавших и в основном негативных моральных и вообще социальных ценностей недостает? На этот вопрос могут ответить какие-нибудь более доброжелательно настроенные исследователи из рядов уже упомянутых психологов. Что касается детей и комментариев их родителей, которые можно найти и на «Ютьюбе» и везде, где речь заходит об этом мультсериале, то, судя по ним, «Маша и Медведь» — это лучшее из того, что появилось в мировой развлекательной индустрии для самых маленьких за всю ее историю!