14 апреля в столице Киргизии, Бишкеке, собрались первые лица стран, входящих в состав Евразийского экономического союза (ЕFЭС), для проведения заседания Высшего Евразийского экономического совета, а также для обсуждения ряда срочных вопросов относительно деятельности Организации Договора коллективной безопасности.
Был принят ряд важных решений, которые продиктованы необходимостью противостояния глобальным и региональным угрозам, которые день ото дня становятся все более сложными и непредсказуемыми. Очевидно, что мир переходит на стадию ускоряющихся трансформаций, во время которых оказывается под вопросом даже существование отдельных стран.
Последние резкие шаги руководства Соединенных Штатов в Сирии и Афганистане являются лишь прелюдией этого процесса. Следовательно, повестка Высшего совета ЕАЭС, состоящая в основном из экономических вопросов, не могла обойти стороной такую сложную ситуацию.
Так как страны-участницы Евразийского экономического союза, уже на протяжении четверти века набирающие опыт независимого существования, в не зависимости от собственной воли находятся в регионах, вовлеченных в эти бурные и непредсказуемые геополитические процессы, на заседании очень важно было подчеркнуть, что на протяжении прошедших лет параллельно с решением вопросов экономической интеграции, ЕАЭС служил также платформой обеспечения безопасности своих членов.
Понятие «безопасность» здесь нужно понимать в широком смысле, так как решение сложных экономических вопросов также является одним из основных направлений обеспечения безопасности. Значит, в связи с этим вопросом оценки президента России Владимира Путина, прозвучавшие в его заключительном слове, о том, что на протяжении прошедших лет ЕАЭС действовал как определенная «подушка безопасности», нужно воспринимать именно в этом широком смысле.
Осознание значимости этой «подушки» подтолкнуло руководство Молдавии принять участие на бишкекском заседании Высшего Евразийского экономического совета и получить статус наблюдателя в организации. Этим шагом еще одна бывшая советская страна стала участвовать в интеграционных процессах на бывшей территории Советского Союза.
Было также важно, что пользуясь случаем бишкекского заседания Высшего Евразийского экономического совета, на состоявшейся там же неформальной встрече лидеров стран ОДКБ было принято решение о назначении нового генерального секретаря ОДКБ.
На этой должности единогласно был назначен представитель Армении — Юрий Хачатуров, который перейдет к выполнению своих обязанностей со второго мая. На неформальной встрече стран ОДКБ обсуждались также другие вопросы, связанные с обеспечением безопасности в новых международных условиях.
Наиболее насыщенным и подробным было обсуждение вопросов углубления экономического взаимодействия стран челнов ЕАЭС. В связи с этим были рассмотрены как мероприятия, направленные как на внутреннее укрепление ЕАЭС, так и на расширение внешнего партнерского поля.
Президент Армении на бишкекском заседании Высшего Евразийского экономического совета в своем выступлении среди этих стран особенно выделил вопрос углубления сотрудничества с соседней и дружественной страной — Ираном. И хотя на заседании не было одобрено предложение Ирана по созданию свободной экономической зоны, вероятно в ближайшем будущем этот вопрос тоже найдет свое решение. Армения во многом может воспользоваться возможностями двухстороннего и многостороннего сотрудничества, открывающихся через Иран.
Несмотря на трудности, с которыми ЕАЭС столкнулся в первые годы, по мнению участников заседания, процесс формирования единого рынка ЕАЭС начал давать первые плоды. В частности, экспорт из Армении в эти страны в прошлом году увеличился на 65%, что является внушительным показателем.
Определенный прогресс заметен в деятельности Евразийского банка развития и Евразийского фонда. А частности, на 110 миллионов долларов, которые предоставил банк, в Казахстане начинается строительство Камбартинского ГЭС. Этот источник финансирования в дальнейшем может быть использован также для осуществления определенных экономических проектов в Армении.
Дальнейшее расширение экономического взаимодействия стран ЕАЭС, особенно в сферах таможенной и пошлинной политики, сейчас очень важно для противостояния углубляющихся отрицательных тенденций в мировой экономике.
Имея приблизительно одинаковые или сопоставимые уровни развития, члены ЕАЭС при необходимости могут помочь друг другу, в вопросе противостояния вполне предсказуемых угроз и испытаний.