25 апреля 2017 года Китай спустил на воду свой второй по счету авианосец, который одновременно стал первым из построенных непосредственно в КНР. Уже строится следующий такой корабль, и все чаще появляется информация о том, что в ближайшие 10 лет Китай хочет поставить на вооружение еще и атомные авианосцы. Однако Россия не хочет ударить в грязь лицом и к 2030 году собирается построить совершенно новый корабль этой категории, который в перспективе дополнит или заменит устаревающий «Адмирал Кузнецов».
Напомним, что российская и китайская программы строительства авианосцев связаны. «Адмирал Кузнецов» (это уже четвертое название корабля, который сначала носил имя «Рига», потом «Леонид Брежнев», а затем «Тбилиси») поступил на активную службу в 1990 году. В тот момент уже строился и родственный крейсер «Варяг», но распад Советского Союза привел к остановке строительства, когда корабль был готов на две трети. После этого «Варяг» несколько лет ржавел в украинском порту. После его купила сомнительная китайская фирма, и авианосец отбуксировали в Китай, чтобы там сделать из него плавучий отель и казино.
Таким образом, в Китай попало несколько списанных авианосцев из разных стран, два из которых действительно претерпели предполагаемые изменения. Но в случае «Варяга» все получилось по-другому. Вскоре выяснилось, что фирма- покупатель была «подставным лицом» китайских вооруженных сил, а фотографии с места проведения работ говорили о том, что судно готовят к выполнению его первоначальных функций. «Легенде» об отеле тогда никто не поверил, и в 2011 году китайский флот признал, что авианосец будет отремонтирован и введен в эксплуатацию, став первым кораблем подобного класса под китайским флагом.
Вскоре после этого авианосец отправили на первое ходовое испытание, а в 2012 году он был официально принят на вооружение под названием «Ляонин». Основным типом его палубных самолетов является истребитель J-15, по сути, копия советского Су-33, прототип и документацию которого Пекину удалось получить от Украины вместе с «Варягом», что россиян, разумеется, не обрадовало. Но это был не первый и отнюдь не последний случай, когда Китай своими действиями вызвал неудовольствие Москвы.
В 2013 году Китай начал строительство собственного авианосца, но по мере продвижения работ специалисты и любители не могли (в зависимости от национальности) скрыть злорадства или разочарования. Ведь новый китайский авианосец, по крайней мере, внешне, является явной копией советского аналога. Можно предположить, что внутри есть значительные отличия, но внешне этот корабль отличается от «Адмирала Кузнецова» и «Ляонина» в целом только набором радаров на командном «острове».
Китайский флот дает кораблям имена только перед постановкой на вооружение, и в случае нового авианосца это должно произойти, по всей видимости, в следующем или 2019 году. Поэтому пока корабль обозначается как Тип 001А («Ляонин» является Типом 001, то есть даже сами китайцы не скрывают происхождение дизайна), но, предположительно, будет назван «Шаньдун». Однако, как передают азиатские информагентства, Поднебесная пока только набирается сил и собирается значительно расширить свою флотилию, чтобы в перспективе располагать шестью — семью авианосцами разных концепций.
Уже сейчас на верфи в Шанхае строится корабль под проектным названием Тип 002, имеющий уже другую конструкцию, аналогичную американским судам. Возможно, в будущем появятся и другие корабли этой конструкции, а к концу следующего десятилетия флот под красным флагом получит атомный авианосец Тип 003 водоизмещением 100 тысяч тонн. Оба новых типа будут оборудованы катапультами, а это принципиальное отличие от советского дизайна, где для взлета самолетов используется стартовый трамплин.
Он представляет собой более простое техническое решение, которое, однако, накладывает серьезные ограничения на взлетную массу самолетов, что, в свою очередь, создает россиянам некоторые проблемы. Их палубные самолеты Су-33 и МиГ-29К не могут взлетать с полным вооружением или же вынуждены подниматься с минимальным запасом топлива, которое дозаправляют уже в воздухе сразу же после взлета. Но это лишь создает дополнительные трудности. Подобная концепция тесно связана с тем, каким было первоначальное предназначение советских авианосцев.
Русские официально называют свои авианосцы «авианесущими крейсерами». Иногда говорят о том, что это лишь игра слов, подчеркивающая отличие от американских авианосцев, ведь те были «инструментом агрессии империалистов». Конечно, это тоже сыграло свою роль, но факт в том, что советские корабли отличались по своей концепции. Уже хотя бы потому, что «Адмирал Кузнецов» располагает довольно большим спектром оружия против воздушных, надводных и подводных целей, тогда как американские и другие западные авианосцы лишь легко вооружены.
Таким образом, западные корабли создаются исключительно как носитель самолетов для «проекции силы», то есть как инструмент глобальной политики, для той самой «агрессии империализма», если хотите. Напротив, СССР, который представлял собой исключительно континентальную державу и уделял флоту явно меньше внимания, создавал свои авианосцы как средства для защиты побережья и морских сражений. Поэтому самолеты на советских авианесущих крейсерах должны были нести преимущественно зенитные управляемые ракеты, а не тяжелые заряды для поражения сухопутных целей, и именно поэтому на советских крейсерах не было и катапульт, ведь хватало стартового трамплина.
Однако вскоре стала очевидна ограниченность этой концепции, и во время недавнего использования «Адмирала Кузнецова» у берегов Сирии эти ограничения стали еще очевиднее. Несомненно, россиянам было крайне важно задействовать авианосец, чтобы приобрести опыт, однако подтвердилось, что взлет без катапульт не позволяет воспользоваться вместимостью самолетов в полной мере, и при нанесении ударов по наземным целям это создает большие трудности. Российский авианосец вернулся домой и сейчас находится в доке, где его ожидает комплексный ремонт и реконструкция.
Катапультами его не оборудуют, однако совершенно точно, что его сенсоры и вооружение пройдут модернизацию. Будут демонтированы батареи огромных противокорабельных ракет «Гранит», в функциональности и применимости которых есть основания сомневаться, а освободившееся пространство либо заполнят батареями новых ракет «Калибр» и «Оникс», способных поражать надводные и наземные цели, либо расширят за счет него ангары для самолетов. Обновленный «Адмирал Кузнецов» вернется в море приблизительно через два-три года.
Но на самом деле это лишь временное решение, поскольку Россия тоже планирует строить новые атомные авианосцы с катапультами («Адмирал Кузнецов» оборудован традиционными двигателями). Кстати, еще в СССР успели спроектировать атомный авианесущий крейсер «Ульяновск», сочетавший стартовый трамплин и катапульты, однако крах красной империи похоронил этот проект. Не так давно Москва представила модель перспективного авианосца Проект 23000 Е «Шторм», который похож на возрожденный «Ульяновск» и уже в конце следующего десятилетия должен занять главное место в российской надводной флотилии.
Начало строительства, согласно российской военной программе, намечено на 2019 — 2025 годы, и уже даже начали выбирать название: фаворитом является «Маршал Жуков». Некоторые эксперты, в том числе российские, относятся к этим планам скептически и предупреждают, что для строительства такого крупного корабля у России нет ни верфи, ни людей, ни технологий, не говоря уже о финансовых средствах. Звучат даже мнения о том, что проект «Шторм» — это пропагандистский «пузырь».
Символическое, или пропагандистское, значение авианосцев, разумеется, не стоит недооценивать, и китайские усилия, по всей видимости, направлены, в том числе, на подтверждение своего статуса мировой державы. Кстати, то, что символическое значение авианосцев играет большую роль, доказывают споры и голосования о названиях новых китайских авианосцев, ведь на первом месте неизменно держится имя «Тайвань». Конечно, вопрос в том, остановит ли Китай свой выбор на столь «провокационном» названии, однако эта дискуссия подтверждает: китайцы хорошо понимают, каким потенциалом обладают авианосцы.
Нужно подчеркнуть, что боевые возможности «Ляонина» ограничены. Сама КНР заявляет, что авианосец будет использоваться преимущественно для обучения и приобретения опыта. С этой очень важной точки зрения китайцы по сравнению с россиянами пока остаются «профанами» — сравнивать их с американцами, разумеется, даже не приходится. Небезынтересно, что организация, порядок работы и униформа китайского палубного персонала почти в точности скопированы с американских.
Похоже, что КНР уже научилась у России всему, что могла, и теперь обращается к другому образцу, поскольку в палубных авиационных операциях ВМФ США бесспорный лидер. То, что китайский ученик уже начинает превосходить своего русского учителя, доказывают, наконец, и китайские планы по строительству новых авианосцев, которые резко контрастируют с туманными перспективами российского проекта «Шторм». Так, в конце следующего десятилетия Китай может располагать четырьмя или пятью авианосцами, тогда как в случае России даже самые ярые оптимисты предполагают всего два авианосца.
Желание брать пример с США говорит о том, что китайский флот хочет вырасти до уровня соперника ВМФ США, а вот советский или российский флот никогда не мог сравниться с американским даже близко. Но именно поэтому КНР стоит обратиться к опыту России (или СССР) и воспринять его как серьезное историческое предупреждение. Ведь не стоит ожидать, что Америка будет взирать на рост китайской флотилии сложа руки. Кстати, часто упоминаемый «тихоокеанский разворот» США — только попытка остановить подъем Китая.
Таким образом, КНР хоть и строит в области авианосцев большие планы (в отличие от России), а также обладает в основном всем необходимым для их реализации, существует реальный риск того, что Китай спровоцирует гонку морских вооружений. В ней он будет явно проигрывать Соединенным Штатам. Именно поэтому Китаю стоит обратиться к опыту 80-х, когда развернулась гонка стратегических и оборонительных вооружений, в результате которой Советский Союз выдохся и развалился.
Хотя СССР, в общем-то, рухнул бы так или иначе, потому что его неэффективная экономика просто не могла уже существовать, «гонка» с Америкой Рейгана значительно приблизила развязку. Китайская экономика тоже начинает пробуксовывать, и встает вопрос, не достигла ли эта (столь восхваляемая) «китайская модель» своих пределов, и не постигнет ли ее вскоре неизбежный крах. Китай должен помнить, что его авианосец «Ляонин», тогда еще под названием «Варяг», был торжественно спущен на воду в 1988 году, то есть незадолго до начала конца советской империи.