Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чего хотят для Европы Макрон и Меркель?

В понедельник в Берлине лидеры двух стран выступили за укрепление европейского проекта, однако поставили для начала скромные цели.

© AP Photo / Michael SohnВстреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона в Берлине
Встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона в Берлине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не торопить немцев, начать с конкретных тем сотрудничества перед тем, как перейти к глубинным реформам еврозоны. Именно такой была стратегия Эммануэля Макрона в Берлине в ходе первого официального визита за границу в должности главы государства. На совместной пресс-конференции с канцлерин президент Франции обрисовал задачи франко-немецкого дуэта.

Не торопить немцев, начать с конкретных тем сотрудничества перед тем, как перейти к глубинным реформам еврозоны. Именно такой была стратегия Эммануэля Макрона в Берлине в ходе первого официального визита за границу в должности главы государства. На совместной пресс-конференции с канцлерин, которая поборется за четвертый по счету мандат на сентябрьских выборах, президент Франции обрисовал задачи франко-немецкого дуэта.


Прежде всего он упомянул сделку, которую предлагает крупнейшей экономике Европы: структурные реформы во Франции в обмен на перемены в еврозоне. «Мне предстоит провести во Франции глубинные реформы (…), которые необходимы для полного восстановления доверия между Францией и Германией, а госпожа канцлерин должна убедить свою общественность. Нам нужны результаты уже в ближайшем будущем и настоящее переосмысление Европы, — заявил он журналистам. — Нужно, чтобы в Европе было меньше бюрократии, чтобы она могла защитить людей (…). Те, кто верят в Европу, должны доказать другим, что эта Европа работает».


Три краткосрочных проекта


Путь будет долгим. До намеченных на 24 сентября парламентских выборов в Германии два лидера хотят договориться об упомянутых Эммануэлем Макроном «краткосрочных реформах». Они упомянули три проекта: формирование общеевропейского права на убежище, реформа европейской директивы о временной работе в другом государстве, введение «торговой взаимности». «Все эти темы отразятся на повседневной жизни наших граждан и предприятий», — отметил президент Франции.


Прежде всего, право на убежище. Хотя общие правила существуют уже сейчас, дублинский регламент 2003 года навлекает на себя резкую критику. Его задача — не дать подающему прошение об убежище человеку сделать это сразу в нескольких странах. На практике получается, что подать заявление можно только в странах, куда прибывают эти люди (в частности в Италии и Греции). Теперь же была поставлена цель — прийти к общим правилам (срок рассмотрения заявления и т.д.), для более эффективного контроля над миграционными потоками и их распределения.


Что касается директивы о временной работе, процесс внесения поправок в нее уже запущен, однако государства Восточной Европы всячески сопротивляются ему. Получится ли у Парижа и Берлина убедить другие страны в необходимости более активной борьбы с нарушениями и применения правила «равный труд — равная оплата»? Для этого двум европейским тяжеловесам нужно выступить за взимание социальных отчислений в стране, где временно трудится человек, а не в его родном государстве, как это происходит сейчас.


Касательно упомянутой Эммануэлем Макроном «торговой взаимности», это может стать первым этапом (или концом?) закона о преимущественных закупках европейской продукции, который он предлагает для госсектора. В частности, предполагается ввести ограничения для предприятий из стран, которые не открывают свои государственные контракты для европейских компаний. Касается это в том числе и США. В 2012 году Европейская комиссия пыталась принять закон в этом направлении: предполагалось закрыть доступ к госзакупкам для стран, которые не хотят обсуждать договор. Тем не менее предложение было заблокировано рядом государств-членов, напоминает осведомленный источник. «Германия заняла осторожную позицию по этому вопросу и открыто не поддерживала предложение», — уточняет он. В результате ЕС до настоящего момента ограничивался лишь соглашениями о свободной торговле (с Южной Кореей, Вьетнамом и Канадой).


Какие стратегические отрасли нуждаются в защите?


Теперь немцы проявляют себя в этом вопросе намного активнее. В отправленном в феврале в Брюссель совместном письме Париж, Берлин и Рим официально потребовали заняться этой темой. «Европейские предприятия все еще испытывают немалые трудности с равноправным доступом в ряд стран, тогда как европейский рынок открыт для конкуренции», — выразили беспокойство занимавший тогда пост министра экономики Мишель Сапен (Michel Sapin) и его коллеги.


Кроме того, в письме делается упор на контроле над иностранными инвестициями. Германии пришелся не по душе ряд китайских приобретений в промышленности в 2016 году (частности это касается покупки Kuka компанией Midea и KraussMaffei Group корпорацией ChemChina). В конце октября прошлого года федеральное правительство заблокировало покупку Aixtron (производитель оборудования для электронной промышленности) Fujian Grand Chip Investment Fund. «За последние годы неевропейские инвесторы берут под контроль все большее число европейских предприятий, которые обладают ключевыми в стратегическом плане технологиями, — с тревогой отметили министры в письме.- При этом европейские инвесторы не пользуются теми же правами в странах неевропейских инвесторов». Поэтому они обратились к Еврокомиссии с требованием ввести общие правила защиты европейских стратегических отраслей.


«Общая дорожная карта»


Раз сейчас необходимо быстро получить результаты, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель затрагивают уже начатые инициативы и проекты. Тем не менее им еще потребуется убедить северные страны, которые традиционно крепче держатся за свободную торговлю. Как бы то ни было, ситуация в вопросе торговли, безусловно, пришла в движение. Сейчас по ведомствам гуляют два предложения об укреплении инструментов «торговой защиты» от демпинга, которые, если все сложится, должны быть приняты в ближайшие месяцы. Кроме того, на прошлой неделе Европейская комиссия представила документ о вторичных последствиях глобализации и необходимости уделить больше внимания тем, кто «проиграл» от нее.


Эммануэль Макрон и Ангела Меркель также договорились о совместной работе по «двусторонним проектам», которые варьируются от сотрудничества в цифровой сфере до «налогового сближения» (это касается, в частности, общей ставки для предприятий), образования и безопасности.


К тому же, два лидера пришли к согласию насчет работы над «общей дорожной картой» реформирования ЕС и еврозоны, что «чрезвычайно важно», по мнению Эммануэля Макрона. Но пока что конкретное наполнение этой общей позиции остается довольно туманным. Президент Франции выступает за формирование «европейского фонда», то есть собственный бюджет еврозоны. Ей «нужна энергичная политика в сфере государственных и частных инвестиций, а также средства инвестирования новых денег и, следовательно, бюджетные возможности», — отметил он. Затем он успокоил канцлерин насчет возможного объединения долгов государств-членов, на что категорически не согласны в Германии: «В моем проекте никогда не было так называемых евробондов (…). Я не сторонник объединения старых долгов, поскольку это ведет к безответственной политике: те, кто прилагали усилия, не получают за них вознаграждения».


Как бы то ни было, оба лидера не против потенциального изменения европейских соглашений. «Если мы объясним, зачем, с какой целью и для каких результатов, Германия будет готова», — сделала жест открытости Ангела Меркель. «Мы не всегда априори придерживаемся одного мнения (…), нам все еще предстоит проделать большую работу», — в то же время подчеркнула канцлерин. Иначе говоря, Европа все еще продвигается вперед маленькими шагами.