Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Макрономика» — волшебная формула будущего

© AP Photo / Ferdinand OstropВстреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона в Берлине
Встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона в Берлине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Потенциал для прекрасных германо-французских отношений огромен, идей для модернизации ЕС достаточно. Крупные темы будущего могут быть решены совместно, более мелкие — на национальном уровне. Франция и Германия могли бы совместно заполнить ту пустоту, которая образуется с выходом из ЕС Великобритании. У Макрона и Меркель есть исторический шанс расставить экономические вехи для новой Европы.

Ощущалась ли во время встречи Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron) с Ангелой Меркель (Angela Merkel) действительно некая магия нового начала? Для прекрасных германо-французских отношений имеется вполне достаточный потенциал. Франция и Германия могли бы совместно заполнить ту пустоту, которая образуется с выходом из Европейского союза (ЕС) Объединенного королевства.

Так же, как Франсуа Миттеран (François Mitterrand) и Гельмут Коль (Helmut Kohl) приняли в 1990 году политическое решение по евро, так и у Макрона и Меркель есть исторический шанс расставить теперь экономические вехи для экономического и валютного союза.

«Макрономика» — так звучит волшебная формула будущего. Так же, как только что избранный президент государства не выступает за старую «левую» или «правую» партийную идеологию, а возглавляет прагматичное беспартийное движение за Францию ХХI века, так и Макрон и Меркель должны были освободиться от старых связанных с партиями идеологических уз давно прошедших времен и совместно с новыми идеями по ту сторону классической государственности подготовить ЕС для эпохи дигитализации.

«Изменяемая геометрия», которая ориентируется на конкретные вызовы будущего и делает возможными как совместные европейские, так и национальные решения, должна стать совместной германо-французской целью. Не «или-или», а «как, так и» является главным лейтмотивом такой политики.

Европа должна дополнить старые национальные государства

Европейские решения должны выдвигаться не вместо национальных, а параллельно с ними. Европа должна не заменять старые национальные государства, а дополнять их. И то, и другое существует рядом друг с другом и взаимно обуславливается. По принципу «изменяемой геометрии» крупные темы будущего могли бы решаться совместно, а более мелкие — на национальном уровне.

Поэтому ни Европе не нужно превращаться в супергосударство, ни Германии надрываться. Просто деловые вопросы в общих интересах будут решаться также совместно. А в отдельных случаях и без отмены существующих децентрализованных структур.


В «изменяемой геометрии» речь идет не о том, будут ли только евробонды или только национальные государственные займы. Скорее обе возможности должны существовать рядом друг с другом. Таким образом общие европейские проекты могли бы решаться совместно с помощью евробондов, а национальные задачи финансироваться отдельно, с помощью национальных займов. Мелкие транспортные сети, учреждения культуры, университеты или школы должны и далее существовать за счет национальных, региональных или коммунальных средств.

Вкладчики ищут новые инвестиционные возможности

Почему в таких областях как цифровые сети, возобновляемая энергия или постоянная мобильность нельзя определить совместные европейские инвестиционные проекты, которые бы организовывал, контролировал и совместными европейскими займами финансировал европейский министр финансов? Это было бы очень выгодно для немецких мелких вкладчиков, которые разочарованы отрицательными процентными ставками и заламывают руки в поисках более надежной альтернативы.

Здесь можно было бы найти привлекательные возможности для инвестиций, и все бы от этого выиграли. Не только вкладчики, не только конъюнктура, но и будущие поколения, для которых лучшая инфраструктура открывает лучшие перспективы.

Точно так же не должно быть альтернативы — или «Европейская армия», или «бундесвер». Обе армии должны рядом друг с другом заботиться о безопасности Европы и Германии. Так, например, на европейском уровне могут быть скоординированы меры по установлению и поддержанию мира за пределами Европы.

Национальные вооруженные силы отвечали бы за оборону страны. Франция и Германия могли бы совместно в рамках общей политики безопасности освободиться от зависимости от НАТО и США и тем самым взять на себя больше совместной ответственности за собственную безопасность.

Совместная армия показала бы, что уже сейчас существует европейская общность, которая характеризуют Европу и которую надо совместно хранить и укреплять.

Такие понятия как свобода, мир и безопасность звучат абстрактно, а правовое государство, демократия и социальная рыночная экономика являются их конкретным выражением. Их сохранение и укрепление уже давно не являются только национальной задачей. Обеспечение их безопасности стало европейским вызовом.

Страхование по безработице должно быть европеизировано

Многие другие сферы прекрасно подходят для совместного германо-французского авангарда, к которому позже в отдельных случаях, по желанию и добровольно могли бы присоединиться все другие страны-члены ЕС и, возможно, даже Великобритания. Так что стоит подумать о том, не следует ли вместе с растущей европеизацией цепочки создания стоимости европеизировать также и страхование по безработице.

Свобода передвижения рабочей силы была бы тем самым дополнена совместным социальным страхованием. Асимметричный конъюнктурный шок между отдельными странами-членами можно было бы таким образом сгладить.

При этом европейское страхование по безработице должно будет страховать лишь минимальный стандарт. Наряду с размером выплаты это относится также и к продолжительности выплат. Все, что выходит за эти рамки, может и дальше страховаться через национальное страхование по безработице.

Макрон понимает женщин

С другой стороны, Германия и Франция должны изучить опыт Великобритании, который в значительной степени привел к Брекситу. С соответствующей ответной реакцией следовало бы заранее, упреждающе реагировать на антиевропейские настроения, которые в противном случае могут привести к отказу от общего европейского принципа действия.

Например, следовало бы стремиться к тому, чтобы граждане ЕС только с отсрочкой могли бы пользоваться социальными системами других стран-членов ЕС. Так, чтобы они только после получения права на постоянное проживание получали бы доступ к социальному обеспечению. Тем самым можно было бы ограничить так называемый туризм социального обеспечения, который многие считают несправедливым.

Эммануэль Макрон сумел набрать очки во Франции как раз у молодого поколения, для которого по ту сторону старых национальных партийных границ Европа давно уже стала повседневной жизненной реальностью. То, что изящный президент государства также хорошо умеет обращаться с женщинами старше его, дает право надеяться на то, что его движение встретит поддержку и у умной, открытой миру Меркель, канцлера экономически самой сильной, самой современной и надежной страны Европы. А возможно даже вдохновение для того, чтобы совместно в интересах поколения внуков работать над «изменяемой геометрией» Европы.