Уже вторые сутки украинские интернет-провайдеры один за другим внедряют в жизнь решение Совета национальной безопасности и обороны по блокированию российских интернет-сервисов. Еще в среду доступ к подсанкционным ресурсам ограничили два крупнейших оператора мобильной связи — «Киевстар» и Vodafone, в ближайшие дни блокировку обещает ввести и крупнейший оператор проводной связи «Укртелеком». Речь идет в том числе и о социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники», которыми, по данным их владельца, компании Mail.ru Group, пользуются более 20 миллионов украинских пользователей.
Сама компания уже информирует пользователей о том, как обойти блокировку, используя такие сервисы как VPN или TOR. В то же время, ожидается и определенный отток украинских пользователей «В контакте» и «Одноклассников» в другие социальные сети — в первую очередь, к международным гигантам Facebook и Twitter. Однако параллельно украинцам предлагают и локальные решения — сугубо местные соцсети, которые берут на себя миссию стать патриотической альтернативой «руке Кремля» в интернете.
Пионеры рынка
Первой попыткой создать «украинский Facebook» можно считать проект Connect.ua, запущенный еще в 2007 году. «В то время в России запустились «В контакте» и «Одноклассники», и многие считали, что соцсети будут чем-то вроде региональных порталов — в каждой стране свой. На Украине эта ниша была пуста «, — рассказывает IT-обозреватель, автор книги «Стартап на миллион. Как украинцы зарабатывают состояния на технологиях» Тимур Ворона.
Connect.ua стремительно набирал популярность в первые месяцы работы, достаточно быстро привлек почти полмиллиона пользователей. Однако проект не выдержал конкуренции с соцсетью «В контакте», которая агрессивно заходила на украинский рынок, и в конце концов закрылся в 2012 году, переформатировавшись в сервис знакомств.
В 2008-2012 годах на Украине появлялось еще несколько местных социальных сетей, такие как Friends.ua, Frendin или Profeo, однако все они закрывались через год-два.
«Соцсети это бизнес, который держится на критической массе пользователей, найти достаточное их количество на одном национальном рынке, даже таком немалом как украинский, достаточно трудно, особенно при наличии международных инициатив», — объясняет Александр Ольшанский, президент IT-холдинга Internet Invest.
Патриотический бум
Настоящий всплеск создания новых украинских соцсетей пришелся на весну-лето 2014 года, когда с началом российской агрессии стали раздаваться призывы к бойкоту «В контакте» и «Одноклассников». Новые сервисы громко запускались едва ли не каждую неделю, но со временем тихо и незаметно закрывались.
Так, страница проекта «Друзі», социальной сети якобы исключительно для украинцев, функционалом и дизайном очень напоминавшая «В контакте», сейчас перенаправляет пользователей на страницу афганской соцсети KabulJan. Сайт еще одного запущенного в тот период проект WE.UA, уже более года находится на реконструкции. Вообще не отвечают страницы платформ микроблогов boxy.com.ua и zozu.org.
Выбор есть
Однако несколько местных проектов продолжают работать, позиционируя себя в качестве альтернативы российским соцсетям.
Соцсеть UkrFace, также похожая дизайном на «В контакте» и Facebook, была создана в 2014 году «чтобы объединить Восток и Запад Украины». Ни основателей, ни приблизительного количества пользователей корреспонденту DW выяснить не удалось.
Самый старый из действующих на сегодняшний день проектов — социальная сеть «Украинцы», созданная еще в 2009 году. Дизайн и функционал проекта, очевидно, оставался неизменным с даты основания — социальная сеть, целью которой является «сплочение нации и поднятие национального духа», не поддерживает видео и аудиозаписи и ориентирована преимущественно на текстовое общение.
Кому это нужно?
По мнению Тимура Вороны, проекты национальных соцсетей на Украине остаются делом индивидуальных энтузиастов и обречены на провал.
«Каждая очередная национальная соцсеть — это убогая подделка под нормальный продукт и попытка заработать на патриотизме. Они не предлагают пользователям никаких оригинальных решений, это просто калька с западных сайтов, с гораздо более скромным функционалом и замкнутостью внутри страны. Украинцы хотят быть частью международного сообщества, а не замыкаться внутри страны, как это происходит в Китае «, — объясняет он.
Артур Оруджалиев, управляющий отраслевым интернет-изданием AIN, напоминает, что украинский внутренний IT-рынок довольно беден, поэтому на нем вряд ли когда-нибудь будет достаточно доходов для инвестиций в сложные разработки уровня Facebook или «В контакте».
Александр Ольшанский добавляет: как и любой интернет-бизнес, связанный с пользовательским контентом, соцсети — рискованное дело для инвестора на Украине. «Серьезно этим никто не занимается, потому что в любой момент у тебя на серверах правоохранители «захотят» найти что-то противозаконное. Сначала это была порнография, затем пиратский контент, сейчас вот все ищут сепаратистские материалы «, — рассказывает эксперт.