Отчаянная гонка за расширение политического, военного и экономического влияния в Красном море усилилась в связи с недавними событиями в Китае. В частности, 13 и 14 мая в Пекине состоялся саммит, участие в котором приняли главы и представители более чем 130 стран мира. Форум «Один пояс, один путь» знаменовал собой возрождение Китаем Шелкового пути и «Пути благовоний», пролегающих через Юго-Восточную Азию, Европу, страны арабского Машрика и Африку, что в свою очередь способствовало усилению конкуренции за влияние и контроль над портами Восточной Африки и Красного моря со стороны арабских стран.
Так, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия не замедлили предпринять попытки укрепить свое присутствие в Красном море и Восточной Африке. Саудовская Аравия пытается усилить свое влияние в Красном море, в частности, инвестируя в строительство сухопутного моста на островах Тиран и Санафир. Планируется, что этот мост будет связывать Синайский полуостров и египетские порты с территорией Королевства. Также Саудовская Аравия заявила о своем намерении инвестировать 25 миллиардов долларов в города Суэцкого канала и Синайского полуострова.
В это же время война в Йемене привела к росту политического и экономического значения зоны пролива Баб-эль-Мандеб (Сомали, Эритрея, Джибути) и морских путей, в которые Саудовские Аравия также намерена инвестировать средства. Увеличивается экономическое и политическое присутствие страны на востоке Африки параллельно с ростом торгового оборота с восточно-африканскими странами, в первую очередь с Эфиопией. За последний год он достиг 120 миллионов долларов. Все это способствует усилению конкуренции между арабскими союзниками, которая не отличается от конкуренции между Индией и Китаем на африканском континенте, целью которой является увеличение своего экономического веса и подготовка к новому циклу в экономике.
На конкуренцию за морские пути и порты большое влияние оказывает война в Йемене, поскольку усилия конкурирующих сторон направлены на создание военных баз в Джибути, Эритрее и Сомали. При этом нельзя также игнорировать отношения с Эфиопией, Суданом и другими странами африканского континента — вопрос, который успешно решили Объединенные Арабские Эмираты. Контроль над портами в целях укрепления экономического присутствия и возрождения торговых путей является наиболее важным вопросом при новом экономическом раскладе.
Нынешнее развитие событий подталкивает Саудовскую Аравию, Иран, Пакистан и Турцию к активным действиям. Так, можно выделить Турцию, которая имеет авиабазу в Сомали и обладает там большим политическим весом в противовес усилиям иранцев закрепиться в Эритрее и Йемене. В то же время Саудовская Аравия путем увеличения присутствия в Красном море и участия в военном конфликте в Йемене намерена распространить свое влияние и в северной части Красного моря. Королевство таким образом обладает географическим преимуществом, с помощью которого она стремится расширить зону своего влияния от пролива Баб-эль-Мандеб до Суэцкого канала.
Геополитические изменения, которые привели к смещению экономического центра тяжести в сторону Китая, Индии и Юго-Восточной Азии, способствовали росту политической и экономической конкуренции в Восточной Африке, в Красном море, которая повторяет англо-французский конфликт вокруг морских путей, проходящих через Суэцкий канал вдоль индийского субконтинента. В частности, нужно отметить, что Индия заинтересована в Африке не меньше, чем Китай. Индийская сторона выражает недовольство китайскими проектами в Африке, критикуя также развивающиеся экономические отношения Китая с Пакистаном. В частности, последний получил 40 миллиардов долларов в рамках проекта «Один пояс, один путь», нацеленного на создание нового торгового пути. Кроме того, Пакистан может принять более широкое участие не только в обеспечении безопасности Аравийского, Красного морей и Индийского океана, но и в урегулировании йеменского кризиса в будущем.
Конфликт в Йемене стал магнитом для всех экономических конкурентов, желающих извлечь пользу из роста китайской экономики и смещения центра экономической и демографической тяжести в Азию, что повлекло за собой серьезные изменения в ситуации в Йемене и повлияло на политические союзы в этой стране. Сегодня в Йемене присутствуют иранские силы, то же самое скоро можно будет сказать о Пакистане, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах. Вероятно, что стороны примут более активное участие в конфликтах вокруг Красного моря и морских путей, тем самым провоцируя конкуренцию между союзниками и друзьями не менее опасную, чем та, что бывает между врагами.
Таким образом новая экономическая карта мира, контуры которой очерчивает Китай, сосредоточена на юге земного шара. Сегодня этот регион привлекает внимание всех стран и становится новым центром конкуренции и конфликтов, которым способствуют культурные противоречия и проблемы, с которыми мир не был знаком в период крупных европейских войн (Первой и Второй мировых войн, а также холодной войны).
В этих геополитических условиях Красное море и Восточная Африка с их богатствами, портами и выходом к африканскому континенту обретают все больший политический вес в процессе закладывания основ следующего этапа, в ходе которого будут формироваться экономические и политические отношения между государствами и их интересы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Конфликты превратят Красное море в арену конкуренции между региональными и мировыми державами. Можно сказать, что с тех времен, когда Индия, будучи жемчужиной британской короны, стала причиной открытия Суэцкого канала и связанных с ним войн, активизация деятельности Китая и Индии на европейских рынках и африканском континенте возвращает Красному морю его международное значение, придает ему политическую и экономическую ценность. Таким образом зона Красного моря будет учитываться при политических расчетах как между врагами, так и между друзьями и союзниками.