Несколько лет назад москвичи еще оборачивались, когда видели на дороге велосипедиста. Особенно бросались в глаза те отважные, которые ехали по обочине проезжей части. Осторожные велосипедисты пробирались между пешеходами на тротуарах. Долгое время они оставались небольшой группой экзотов. Большая часть москвичей пользуется автомобилями, стоя в пробках, или переполненным метро. Но постепенно ситуация меняется.
Велошеринг — начало
Велосипед все больше признается средством передвижения, говорит Надежда Щеребина, сотрудница НПО «Let's bike it», которая с 2010 года проводит лоббистскую работу по развитию использования велосипеда. Если раньше он предназначался для спорта и свободного времяпрепровождения для детей, сегодня все больше людей пользуются им как средством передвижения.
Малая революция началась с введением системы велошеринга, которую Москва запустила в 2013 году — в том же году, что и Нью-Йорк. Местные жители и туристы могут взять напрокат велосипед в одном из 380 пунктов. Всего в распоряжении проката 3750 велосипедов. Оплата производится по карте. В течение первого сезона работы системы было зафиксировано 70 тысяч поездок. Три года спустя, в 2016 году, их было 1,6 миллион. Между тем, в Нью-Йорке в 2016 году на 10 тысяч велосипедах было совершено 14 миллионов поездок.
Причины такой разницы разнообразны. Кроме продолжительной русской зимы, бросается в глаза еще один аспект — в то время как в Нью-Йорке широко развита сеть велодорожек, двухколесные друзья в Москве зачастую вынуждены передвигаться по проезжей части или тротуару. Хотя есть отдельные велодорожки в центре города, но они не очень длинные и по выходным часто используются пешеходами.
Количество велодорожек невелико, и они, к сожалению, не всегда соответствуют требованиям безопасности. Нанесенная на обочине дороги велоразметка практически не защитит велосипедистов, если машинам в центре города разрешено ездить со скоростью 80 км/ч. Московское транспортное ведомство гордо заявляет о том, что число несчастных случаев с велосипедистами с 2014 по 2016 год сократилось с 301 до 241. И объясняет это стремительным расширением инфраструктуры для велосипедистов. В Париже, например, количество несчастных случаев после введения велошеринга поначалу увеличилось.
Строительство велодорожек застопорилось
Москва до 2020 года планировала построить много велодорожек. Однако этот план по неизвестным причинам был заморожен. Об этом рассказал Алексей Сидоров из «Велоклуба Яуза», который активно выступает за расширение велодорожек вдоль реки Яуза. Из центра города в сторону области планируется провести велодорожку длиной 30 км. Город поддерживает проект, и некоторые отрезки дорожки уже существуют, однако в последнее время ее расширение застопорилось — как и во всем городе.
Недостатка в рекламных кампаниях нет. В конце мая Let's bike в пятый раз проводит велопарад, в котором примут участие тысячи велосипедистов, проезжающих по перекрытым для парада центральным улицам города. При помощи акции «На работу на велосипеде», которую также проводит организация Щеребиной, в пятницу компании призывали своих сотрудников пересесть на велосипеды. В небольших палатках раздавали бутылки с водой и бананы. Среди спонсоров были IT-компании, банки и даже нефтяные концерны, говорит Щеребина. Все они заинтересованы в здоровых и довольных сотрудниках. Городу это ничего не стоит, зато он наслаждается рекламой. В пятницу транспортное ведомство сообщило о 10 тысячах участниках.
И все же власти могут быть заинтересованы в преувеличении масштабов велосипедной революции. Оппозиционный политик Алексей Навальный вместе со своим Фондом по борьбе с коррупцией в 2015 году проверил финансы велошеринга и выявил значительные нестыковки. Город и два банка-спонсора инвестировали в проект столько денег, что каждый велосипед стоил бы свыше 7000 франков. Сколько же было потрачено в действительности, неизвестно.