Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На блошиных рынках Москвы: кубинцы в поисках автомобильных запчастей, джинсов и выгодных сделок

Они летят на самолете 13 часов в поисках товаров для продажи на «Острове коммунистов», который до сих пор страдает от дефицита.

© РИА Новости Олег Вязьмитинов / Перейти в фотобанкУчастники и зрители первого на Кубе конкурса на лучший российский автомобиль ВАЗ
Участники и зрители первого на Кубе конкурса на лучший российский автомобиль ВАЗ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время кубинцы все чаще ездят в Россию, единственную крупную страну, которая до сих пор не требует от них виз. Кубинские покупатели летят 13 часов не для того, чтобы увидеть Кремль или Красную площадь. Обратно на Кубу они везут сумки с джинсами, галантерею и запчасти для русских автомобилей и тракторов, которые до сих пор популярны на острове. Это очень выгодный бизнес.

Иногда колеса истории вращаются очень медленно. Самый популярный маршрут для шоппинга у кубинцев — вовсе не Майами. Он ведет в Москву, за 6 тысячах миль от Кубы.


Более строгий пограничный контроль в США и рост поступлений от родственников, живущих за границей, привели к тому, что в последнее время кубинцы все больше ездят в Россию, единственную крупную страну, которая до сих пор не требует от островитян виз. Кубинские покупатели 13 часов летят самолетами «Аэрофлота», работающего еще со времен Советского Союза, и не для того, чтобы увидеть Кремль или Красную площадь. Обратно на страдающий от дефицита «Остров коммунистов» они везут сумки с джинсами, галантерею и автомобильные запчасти.


«Потоки кубинцев едут, ни слова не зная по-русски, только для того, чтобы закупиться, — рассказал Рикардо Трието (Ricardo Trieto), кубинский инженер, который учился в России, а сейчас выполняет роль переводчика для покупателей-соотечественников, приезжающих на московские блошиные рынки. — Это очень выгодно: что бы вы здесь ни купили, дома вы сможете перепродать это дороже».


Торговое эмбарго США в отношении Кубы остается в силе, несмотря на то, что президент Барак Обама в прошлом году ослабил ограничения на поездки американцев на Кубу, а в 2015 году открыл посольство США в Гаване спустя более полувека отсутствия каких-либо отношений.


Президент Дональд Трамп заявил, что он откажется от кубинских инициатив господина Обамы. Все это помогло вернуть к жизни торговые связи между Россией и Кубой, напоминающие о временах холодной войны.

© AP Photo / Ramon EspinosaПрезидент США Барак Обама и президент Кубы Рауль Кастро
Президент США Барак Обама и президент Кубы Рауль Кастро

Относительно спроса на автомобильные запчасти на Кубе. Учитывая торговое эмбарго США, большая часть автомобилей на Кубе — либо произведенные в Америке машины 1950-х годов, либо драндулеты советской эпохи. Старые модели «Лад» и «Нив», квадратные формы которых давным-давно практически исчезли с улиц Москвы.


На Кубе их позиции до сих пор весьма сильны. Во всяком случае, пока они не начинают ломаться и требовать новых запчастей, дефицит которых может принести кое-кому впечатляющие прибыли.


В Москве за «Москвич» 1980-го года — еще один коробкообразный пережиток советской эпохи — можно выручить около 500 долларов. На страдающей от эмбарго Кубе он может уйти — ни много, ни мало — за 14 тысяч долларов, говорят кубинские водители такси. Это подпитывает процветающую кустарную индустрию, специализирующуюся на запчастях, полученных с автомобильных разборок на Карибских островах.


На все растущем рынке подержанных автомобилей «Южный порт» на юге Москвы до 40% прибыли поступает от кубинских покупателей, сообщают торговцы. «Без них мы бы разорились», — говорит продавец Тимур Мурадян.


Пасмурным зимним утром дюжина кубинцев, одетых в нелепо сидящие шапочки и серые дутые куртки, ходят по рынку среди металлических контейнеров, наполненных ржавыми автомобильным деталями. На них надето больше одежды, а кожа темнее, чем у большинства местных, что сразу выдает их происхождение продавцам, которые приветствуют их криками «hola, amigo».


«Здесь я могу купить все, что мне нужно, это невероятно», — говорит Алехандро, который впервые прилетел из Гаваны, чтобы приобрести запчасти для трактора.


Размахивая руками и тыкая в калькуляторы замерзшими пальцами, кубинцы торгуются, накупая на тысячи долларов того, что большинству местных показалось бы бесполезным хламом.


«Они на вес скупают все для русских автомобилей и тракторов, даже не смотрят, что за запчасти и на какие модели берут, — рассказывает господин Мурадян. — Что бы они ни купили, дома смогут перепродать это с выгодой для себя».


По словам владельцев палаток, среднестатистическая группа кубинцев на рынке тратит от 3 до 7 тысяч долларов. Это астрономические суммы для жителей острова, где средняя зарплата составляет примерно 25 долларов в месяц.


Дома на Кубе целые деревни собирают «гонца», чтобы послать его на шоппинг в Москву, часто используя для этого денежные переводы от родственников из Майами или Мадрида. Жители деревни Родас, расположенной в центре сахарного пояса Кубы, говорят, что их тростник просто сгнил бы на полях без этих ежегодных поездок в Москву, благодаря которым они получают детали для своих советских тракторов 1970-х годов.


Некоторые из этих работников челночной индустрии — из тех десятков тысяч кубинцев, которые учились в вузах Советского Союза. Они обучались инженерии, медицине и науке, а затем возвращались домой, чтобы заняться развитием своей коммунистической родины. Но когда в 1991 году Советский Союз развалился, а его субсидии прекратились, многие из них внезапно оказались вынуждены работать официантами или охранниками за минимальную зарплату.


Учившийся в Советском Союзе кубинский инженер Рауль Куро (Raul Curo) вернулся жить в Россию несколько лет назад. Он купил такси и стал частью процветающего московского кубинского сообщества экспатриантов, обслуживающего покупателей с острова. Господин Куро встречает их в аэропорту и возит по городским блошиным рынкам, переводя для них и помогая торговаться.


«Здесь все любят кубинцев. Так всегда было еще со времен Хрущева», — рассказывает господин Куро, вспоминая об этом советском лидере, который едва не спровоцировал ядерный Армагеддон, заключив альянс с Кубой в 1960 году и разместив там ракеты.

Во время низкого сезона переводчик господин Трието зарабатывает на жизнь, давая уроки испанского азербайджанским и армянским владельцам палаток на городских блошиных рынках. Другие сводят концы с концами, преподавая сальсу в ночных клубах Москвы, например, в «Старой Гаване».


Большинство кубинских покупателей приезжают в Москву примерно на неделю, и целые дня проводят, шерстя блошиные рынки, чтобы набрать 260 фунтов товаров, которые можно провезти с собой на самолете за дополнительную плату.


Они берут взаймы теплую обувь и зимние куртки у друзей и родственников, а спят на двуспальных койках в тесных квартирах советской эпохи, принадлежащих кубинским экспатриантам.


«Я еще никогда в своей жизни так не мерз, но я понемногу привыкаю», — говорит покупатель Абелито. Он рассказал, что его первой покупкой стала самая теплая куртка, которую он только смог найти на блошином рынке «Садовод» площадью в 15 акров.


При входе в бюджетный торгово-ярмарочный комплекс «Москва» в Люблино есть кубинская столовая, украшенная изображениями пышных холмов острова и фотографией Владимира Путина вместе с покойным лидером кубы Фиделем Кастро. Кубинский повар готовит дешевые домашние блюда из риса, бобов и измельченной свинины.


Торговый центр предлагает услуги переводчиков для групп с Кубы и кубинских иммигрантов, работающих в недорогих ювелирных киосках центра. Азербайджанский владелец киоска на ломаном испанском торгуется с группой кубинцев над стопкой джинсов.


«Они по большому счету живут на рынке, — рассказывает водитель такси господин Куро о своих соотечественниках-челноках. — Приезжают, закупают вещи и уезжают. А через пару месяцев приезжают снова».