В мае этого года глава Китая Си Цзиньпин председательствовал на организованном с большим пафосом форуме «Пояс и путь» в Пекине. На это двухдневное мероприятие приехали 29 глав государств, в том числе президент России Владимир Путин, а также 1,2 тысяч делегатов из более чем 100 стран. Китайскую «Инициативу „Пояс и путь“» Си Цзиньпин назвал «проектом века». В ней участвуют 65 стран, их площадь занимают две трети земной поверхности, а население составляет примерно 4,5 миллиарда человек.
План Си Цзиньпина, впервые объявленный в 2013 году, предполагает интеграцию Евразии с помощью инвестиций в размере триллиона долларов в объекты инфраструктуры, раскинувшиеся на территории от Китая до Европы (с ответвлениями в Юго-Восточную Азию и Восточную Африку). Его уже называют новым китайским планом Маршалла, а также претензией на «большую стратегию». Кроме того, в прошедшем форуме некоторые эксперты увидели попытку Си заполнить вакуум, образовавшийся после отказа Дональда Трампа от Транстихоокеанского партнерства — торгового соглашения, заключенного Бараком Обамой.
Амбициозная инициатива Китая может дать бедным странам очень нужные им шоссе, железные дороги, трубопроводы, порты и электростанции. Она также призвана стимулировать инвестиции китайских компаний в европейские порты и железные дороги. Собственно «поясом» называется широкая сеть шоссе и железных дорог, пересекающих Центральную Азию, а «путем» — морские маршруты между Азией и Европой и соответствующие порты.
Марко Поло мог бы этим гордиться. Если Китай решит направить свои обильные финансовые резервы на создание инфраструктуры, которая поможет бедным странам и расширит международную торговлю, тогда фактически можно будет говорить о том, что эта страна обеспечивает глобальное общественное благо.
Конечно, китайские мотивы не являются чистой благотворительностью. Перенаправление крупных валютных резервов Китая в высокодоходные инфраструктурные инвестиции вместо низкодоходных казначейских облигаций США выглядит разумным, и, кроме того, способствует созданию альтернативных рынков для китайских товаров. Китайские стальные и цементные компании сейчас страдают от переизбытка мощностей, строительные компании страны тоже смогут заработать на этих новых инвестициях. Кроме того, китайская промышленность перемещается в отдаленные провинции, поэтому улучшение качества их инфраструктурных связей с международными рынками отвечает потребностям развития Китая.
Но не является ли проект «Пояс и путь» в большей степени дымом пиара, чем инвестиционным пламенем? По данным газеты Financial Times, в прошлом году объемы инвестиций в инициативу Си Цзиньпина снизились. Возникают сомнения, действительно ли коммерческие предприятия заинтересованы в проекте так же, как и власти. Каждую неделю пять тяжело груженных поездов отправляются из Чунцина в Германию, но лишь один возвращается с таким же объемом грузов.
Концепция Си Цзиньпина впечатляет, но насколько она будет успешна в качестве «большой стратегии»? Китай делает ставку на старую геополитическую теорию. Сто лет назад британский теоретик геополитики Хэлфорд Маккиндер (Halford Mackinder) утверждал, что страна, контролирующая остров Евразию, будет контролировать весь мир. Напротив, американская стратегия уже давно опирается на геополитические идеи адмирала XIX века Альфреда Мэхэна (Alfred Mahan), который делал акцент на морской мощи и периферийных странах (rimlands).
В конце Второй мировой войны Джордж Кеннан (George F. Kennan) использовал подход Мэхэна для разработки своей стратегии по сдерживанию СССР в ходе холодной войны. Он утверждал, что, вступив в союз с островами Японии и Британии, а также с полуостровом Западной Европы, которые расположились с двух концов Евразии, США смогут сформировать глобальный баланс сил, благоприятный для американских интересов. Пентагон и Госдепартамент до сих пор организованы в соответствии с этими принципами, Центральной Азии они уделяют очень мало внимания.
В нынешнюю эпоху интернета многое изменилось, но география до сих пор имеет большое значение, несмотря на разговоры об исчезновении расстояний. В XIX века основное геополитическое соперничество касалось «Восточного вопроса» — кто будет контролировать территорию разваливавшейся Османской империи. Инфраструктурные проекты, подобные железной дороге Берлин — Багдад, приводили к росту напряженности в отношениях великих держав. Придет ли сейчас на смену этому былому геополитическому соперничеству новый «Евразийский вопрос»?
Начав проект «Пояс и путь», Китай сделал ставку на Маккиндера и Марко Поло. Но появление сухопутного маршрута через Центральную Азию приведет к запуску новой «Большой игры» за влияние, в которую в XIX веке были втянуты Британия с Россией, а также бывшие империи Турции и Ирана. В то же время морской «путь» через Индийский океан обострит серьезное соперничество Китая с Индией: проекты китайских портов и дорог через Пакистан уже привели к росту напряженности.
США в большей степени делают ставку на Мэхэна и Кеннана. В Азии имеется свой расклад сил: Индия, Япония и Вьетнам не желают доминирования Китая. Они рассматривают Америку как часть возможного решения. Да, Америка не проводит политику сдерживания Китая, свидетельством чего являются огромные потоки товаров и студентов между двумя странами. Но Китай, увлеченный идеями национального величия, стал участником территориальных споров с соседними прибрежными странами и тем самым толкает их в американские руки.
Действительно, именно собственное сдерживание и является подлинной проблемой Китая. Даже в эпоху интернета и социальных сетей самой мощной силой здесь остается национализм.
В целом, США следует приветствовать китайский проект «Пояс и путь». Как говорил Роберт Зеллик (Robert Zoellick), бывший торговый представитель США и президент Всемирного банка, если растущий Китай будет содействовать обеспечению глобальных общественных благ, тогда Соединенные Штаты должны помогать китайцам становится «ответственными участниками» глобальных процессов. Более того, у американских компаний может появиться возможность заработать на инвестициях в рамках «Пояса и пути».
США и Китай могут сильно выиграть благодаря сотрудничеству в различных транснациональных вопросах: монетарная стабильность, изменение климата, дорожные киберправила, борьба с терроризмом. Проект «Пояс и путь» даст Китаю определенное геополитическое преимущество (и сопутствующие издержки), однако вряд ли он станет тем радикальным сдвигом в рамках «большой стратегии», о котором говорят некоторые аналитики. Впрочем, есть более трудный вопрос: а смогут ли США выполнить свою часть работы?
Джозеф С. Най-младший — американский политолог, бывший председатель группы Национального совета безопасности по вопросам нераспространения ядерного оружия и председатель Национального разведывательного совета, в настоящее время — профессор Гарвардского университета.