Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нестабильность в Ираке и Сирии, этническая гетерогенность, грядущий демографический взрыв, слабая экономика и рост влияния религиозного фактора в политике, — все это обрекает Ближний Восток на вечный кризис. Удастся ли когда-нибудь разорвать этот замкнутый круг? Возможно. Но только если политики и дипломаты перестанут следовать принципу «здесь и сейчас».

Лондон — Спустя 50 лет после Шестидневной войны, положившей начало израильской оккупации восточного Иерусалима и западного берега реки Иордан, Ближний Восток остаётся регионом, где состояние кризиса кажется вечным. И поэтому не удивительно, что, занимаясь этим регионом, политики, дипломаты, доноры и гуманитарное сообщество обычно работают по принципу здесь и сейчас. Но если мы всё же хотим когда-нибудь разорвать замкнутый круг кризисов на современном Ближнем Востоке, мы не должны упускать из вида будущее. И тут следует отметить четыре тенденции, которые уже сейчас рождают новый комплекс проблем для грядущего десятилетия.


Первая тенденция касается Леванта. Пост-османский порядок, возникший столетие назад и основанный на светском арабском национализме, уже развалился. Два государства, придававшие этой системе вес, Ирак и Сирия, утратили центральную власть, они будут оставаться политически фрагментированными и социально разобщенными странами на протяжении ещё, как минимум, жизни одного поколения.


В Ливане поляризация остаётся ключевой характеристической политической жизни. Иордания достигла предела возможностей приёма беженцев, но поток людей не прекращается, что создаёт повышенное давление на ограниченные ресурсы страны. В израильско-палестинском конфликте на горизонте не видно новых инициатив или обстоятельств, которые бы позволили выйти из тупика.


Ближний Восток определённо может ожидать продолжения процесса переселения больших масс людей: сначала в более спокойные зоны в регионе, а затем — во многих случаях — за его пределы, в первую очередь, в Европу. Кроме того, регион, скорее всего, столкнётся с обострением борьбы за национальную идентичность и, может быть, даже с перекройкой границ — этот процесс может спровоцировать дальнейшую конфронтацию.


Вторая важная тенденция связана с Северной Африкой. Наиболее густонаселённые государства региона — Алжир, Египет и Марокко — сумеют сохранить социальный и политический порядок, которые сложился за последние шесть десятилетий их постколониальной истории. Правящие структуры этих стран опираются на широкое народное согласие и поддержку влиятельных учреждений, например, трудовых и фермерских союзов. Кроме того, в их распоряжении имеются эффективные рычаги принуждения, которые служат опорой сравнительной стабильности.

 

Но всё это не гарантирует этим правительствам спокойного плавания. Наоборот, они обречены решать проблему мощного молодёжного демографического взрыва: в период до 2025 года на внутренний рынок труда стран Северной Африки выйдут более 100 миллионов человек младше 30 лет. Подавляющее большинство этой молодёжи — это продукты некачественной системы образования, поэтому они будут совершенно не готовы занять рабочие места, дающие шанс на социальную мобильность.

 

© AP Photo / Santi PalaciosМигранты ждут эвакуации в Средиземном море
Мигранты ждут эвакуации в Средиземном море


Наиболее подходящими отраслями экономики для трудоустройства этой арабской молодёжи являются туризм, строительство и сельское хозяйство. Но процветающего туристического сектора в этих странах нет, в первую очередь, из-за подъёма воинствующего исламизма, который будет грозить Северной Африке терактами ещё долгие годы.


Кроме того, снижение доли на европейском рынке продовольствия и уменьшение инвестиций в недвижимость сокращают возможности сельскохозяйственных и строительных предприятий принимать на работу молодёжь. Тем самым, вероятными последствиями молодёжного демографического взрыва в Северной Африке станут возобновившиеся социальные беспорядки и потенциально значительный миграционный поток в Европу.


Ещё недавно страны Персидского залива играли роль своеобразного регионального клапана безопасности. За полвека с лишним страны Залива трудоустроили миллионы работников, в первую очередь, выходцев из нижнего среднего класса соседних арабских государств. Страны Залива являлись также основным источником инвестиционных капиталов, не говоря уже о десятках миллиардах долларов денежных переводов, отправленных мигрантами на родину. Наконец, многие арабские государства воспринимали страны Залива как кредиторов последней инстанции.


Однако — и это третья ключевая тенденция — экономика стран Залива переживает сейчас процесс обновления, её место в различных промышленных цепочках создания стоимости повышается. В результате, снижается зависимость этих стран от низкоквалифицированных иностранных работников. В ближайшие годы страны Залива, как ожидается, станут импортировать меньше работников из других государств арабского мира и снизят объёмы экспорта капиталов в эти страны.


В государствах Залива может даже возникнуть нарастающая дестабилизация. Несколько стран Залива и Иран вовлечены в почти сектантскую прокси-войну в Йемене, которая в обозримом будущем не прекратится. А недавно пять суннитских держав объединились против одного из своих — против Катара, который проводил собственную региональную политику на протяжении нескольких десятилетий. Напряжённость, возникшая на всём юге Аравийского полуострова, способна спровоцировать новые политические кризисы.


Они становятся ещё более вероятными из-за растущего внутри этих стран требования реформ со стороны технологически продвинутых и глобально интегрированных молодых граждан. Реформировать социальные и политические структуры, существовавшие столетиями, будет столь же трудно, сколь и необходимо.

 

© AFP 2017 / Saleh AL ObeidiМесто теракта в городе Лахдж на юге Йемена
Место теракта в городе Лахдж на юге Йемена


Четвёртая тенденция касается всех стран арабского мира, а также Ирана и Турции: социальная роль религии становится всё более спорным вопросом. Войны и кризисы последних шести лет отменили значительную часть прогресса, который был достигнут политическим исламом за десятилетие, предшествовавшее так называемой «арабской весне» 2011 года. А поскольку, с одной стороны, радикализм проникает всё глубже, а с другой стороны, молодые мусульмане начинают отстаивать своё просвещённое понимание религии, то битва за душу ислама становится всё более яростной.


Все проблемы, порождаемые этими четырьмя тенденциями, лидерам стран внутри и вне арабского мира невозможно будет решить одновременно, особенно в условиях, когда на Западе набирает силу популизм и национализм. Но действовать можно и нужно. Главное при этом — фокусироваться на социально-экономических вопросах, а не на геополитике.


Запад не должен поддаваться иллюзиям по поводу перспективности перекройки границ или создания новых стран. Плодом подобных усилий станет только катастрофа. Есть один многообещающий вариант — разработать полноценный План Маршалла для арабских стран. Но в наше время политики сокращения госрасходов у многих западных стран нет ресурсов, и уж тем более общественной поддержки, для подобного проекта. В любом случае большинство арабских стран сегодня не в состоянии воспользоваться подобным планом в полной мере.

 

© AFP 2016 / Fred DufourСолдаты возле танка на улице Туниса
Солдаты возле танка на улице Туниса


Однако у лидеров стран как внутри, так и вне региона, есть возможность заняться крупномасштабными и хорошо продуманными инвестициям в начальное и среднее образование, в малый и средний бизнес (это хребет экономики арабских стран), в возобновляемые источники энергии (они могут стать опорой для совершенствования региональных цепочек стоимости).


Осуществление такой программы не остановит распад современного арабского государства в Леванте, не установит долгосрочный социальный контракт в Северной Африке и, конечно, не примирит религиозное со светским. Но, смягчая социально-экономическое недовольство молодёжи, эта программа позволит предотвратить многие негативные долгосрочные последствия перечисленных тенденций.