Неожиданное заявление секретаря СНБО Александра Турчинова, предложившего перейти от АТО к «новому формату защиты страны», и одновременно появившийся законопроект «О восстановлении государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией» были весьма неоднозначно расценены украинцами, разделившимися в своих оценках намерения власти. Одни решили, что она, наконец-то, решила под благовидным предлогом официально свернуть затянувшуюся АТО. Другие поняли это, напротив, как намерение перейти к долгожданным более активным действиям и реальному освобождению Донбасса. Третьи же, умудренные горьким опытом, сделали вывод, что власть вновь задумала какую-то аферу.
Позиционный тупик
С весны 2015 года ситуация на «донбасском фронте» зашла в позиционный тупик — точно так же, как это произошло сто лет назад на полях Первой Мировой. Стоит заметить, что тогда причины позиционного тупика были несколько иные, чем потом это поясняли в учебниках истории. Конечно, пулеметы и скорострельные пушки вынудили стороны заняться фортификацией, однако смена тактики с маневренной на окопную не изменила основную стратегию войны.
Тупик заключался не в том, что французы, немцы и русские уничтожали друг друга сотнями тысяч на узких полосках земли, а не в ходе маневренных «танцев» армий, как во времена Наполеона. Тупик был в том, что эти сражения не имели никакого результата: к противнику подходило подкрепление, он отражал все атаки, и стороны оставались при своем. Из тупика армии не вывело даже технологическое перевооружение: появившиеся в 1916 году танки не оказали на ход войны никакого существенного результата. И только весной 1918 года война сдвинулась с мертвой точки: на стороне Антанты в боевые действия вступили 1,2 миллиона американских солдат, Германия же истощила свои ресурсы. Паритет сил был сломлен, что и вывело войну из тупика. Окончательно Германию и ее союзницу Австро-Венгрию добили устроенные эсдеками и социалистами революции.
Нынешний позиционный тупик АТО тоже возник в ходе сложившегося паритета сил. Однако его особенность в том, что он имеет два уровня, причем на втором это силы незадействованные в конфликте, и даже более того, это политический вес и экономическая мощь сторон, не принимающих прямого участия в войне.
Судите сами: ВСУ давно бы раскатали в гной немногочисленных боевиков-сепаратистов, если бы тем не оказывала всяческую военную поддержку Россия. Уже в августе 2014-го с российской территории по двигающимся вдоль границы ВСУ била артиллерия, а потом в бой пошли сформированные Москвой «резервы». Однако российская военная поддержка сепаратистам ограничена определенными рамками: их хватает для активной обороны Донецка и Луганска, но не для обещанного «наступления на Киев».
В чем причина этого ограничения? Может быть, их накладывают условия «гибридной войны»: Россия не может просто взять и ввести в бой под знаменами «Новороссии» свои бригады и дивизии, она ограничивается такой же военной помощью «добровольцами и специалистами», какую в свое время СССР оказывал Испании, Корее и Вьетнаму. А может быть, Кремль изначально спланировал этот локальный конфликт, не выходящий за рамки Донбасса. В любом случае, Москва не собирается нарушить паритет сил на этом уровне (уровень АТО).
Вспомним, что произошло в начале 2015 года: боевики решили, что поддержка России будет обязательной и безграничной, и решили для начала взять Дебальцево. Причем, своими силами, мол, мы начнем, а Россия поддержит! Город взяли, понеся при этом огромные потери (бригада Мозгового так и не оправилось после той бойни), но дальше продвинуться не смогли, потому что Россия отказала в поддержке этой авантюры. С тех пор сепаратисты сидят по своим окопам тихо и, как говорится, не рыпаются ни в какие наступления. Однако и ВСУ не предпринимают наступательных операций (стычки на уровне взвода-роты за «промки» не в счет), понимая, что в этом случае России сразу же придет на помощь своим «подопечным».
Второй уровень конфликта, также зашедший в своеобразный позиционный тупик, это уровень межгосударственных отношений. Из-за тонкостей политики, Украина не может воевать с Россией напрямую — на Донбассе это происходит косвенно, в виде конфликта с сепаратистами (хотя там каждый второй боевик с российским паспортом), а вот дернутся освобождать Крым или тем более ударить по агрессору напрямую в направлении Москвы, у Киева тонка кишка. Не смейтесь, она действительно тонка: военные ресурсы Украины в разы меньшие, и они не могут быть усилены даже приобретением современного вооружения (типа вожделенных «джавелинов»). Более-менее сравниться по паритету с Россией можно лишь увеличив втрое население и на порядок экономику (как минимум).
Однако, в свою очередь, и Россия не может использовать свое превосходство над Украиной, чтобы одним мощным блицкригом принудить ее к капитуляции — то есть согласию уступить Крым, Донбасс, а может быть и что-то еще. Потому что за Украиной стоит Запад (Евросоюз и США), который силой своего политического и экономического влияния удерживает Кремль от амбиций «вернуть Украину». В тоже время условием помощи ЕС Киеву является воздержание от военной инициативы, такой же политики, похоже, придерживается и новая администрация Белого Дома. Что и формирует второй уровень позиционного тупика, когда ни Украина, ни Россия не могут даже начать крупномасштабные боевые действия.
Из этого тупика есть два выхода. Первый — сесть за стол переговоров, договориться, и прекратить конфликт. Однако вряд ли Кремль согласиться подобру-поздорову уйти из Донбасса и вернуть Крым, Киев же тоже не захочет дарить Москве украинские территории даже ценою мира. Второй — продолжать сидение в окопах и ждать нарушение паритета сил. Украине ждать, что она обретет какого-то мощного военного союзника в этом конфликте, или революции в России. Ну а России ждать, что от Украины отвернутся ее политические защитники, или что ее охватит хаос новых майданов.
Последнее прибежище негодяев
Как видим, сидящие в Киеве при власти политики и генералы вовсе не такие идиоты, какими их иногда изображают критики. И то, что они на полном серьезе ждут развала России, говорит не об их скудоумии, а, напротив, о правильном понимании ситуации: это единственный выход из сложившегося позиционного тупика. Просто шанс таких событий все еще невелик, даже несмотря на обостряющиеся отношения российской власти и оппозиционно настроенных граждан. Кроме того, даже не факт, что московский Майдан может ослабить Россию или привести ее к развалу. Однако, повторим, украинским «ястребам войны» ждать больше нечего, поскольку вариант втягивания в большую с Россией какой-то державы масштабов хотя бы Турции выглядит вообще фантастикой. Вот они и ждут, попутно занимаясь политическим самоудовлетворением с помощью собственноручно состряпанных статей о «нарастающем кризисе в России».
Но зависший, тупиковый характер Донбасской войны является следствием не только вышеназванных объективных причин. Бесконечная АТО выгодна большинству постмайданных политических сил, поскольку дает им безграничный карт-бланш на любые действия и глупости, прикрываемые лозунгами о патриотизме и оправдываемые заявлениями об угрозе национальных интересов.
Кем, к примеру, были бы без нее ура-патриоты и национал-радикалы, которые сбиваются в движения и группировки (в том числе откровенно криминальные), и, заявляя о своем каком-то праве и священном долге, устраивают форменный беспредел — прямо на глазах робко стоящей в стороне полиции? Да никем, гопниками-титушками, которых прежняя милиция охаживала дубинками и запихивала в «воронки». А сейчас они решают, кому можно побеждать на выборах, кому можно выступать с концертами, кто может застраивать города, они крышуют контрабанду и добычу янтаря, они захватывают предприятия и блокируют железные дороги. Неудивительно, что теперь мечтающая о громкой славе и быстрых деньгах молодежь стремится в «патриоты» — так же как раньше она мечтала пойти в «бригады».
Что касается нынешних партий власти (президентской и членов парламентской коалиции), то созданная ими атмосфера «воюющей державы» позволяет им не бояться третьего Майдана (и вообще народного недовольства), и спокойно проводить любые экономические, структурные и политические реформы. Взвинтить коммунальные тарифы, сделать медицину платной, запретить русский язык — все то, на то не решались прежние режимы, нынешний делает без всяких попыток оправдаться перед избирателями.
Вот почему они не только не спешат возвращать утраченные территории Украины, но постоянно подчеркивают, что эти регионы нельзя будет допускать к украинским выборам, а то, мол, они заражены чуждыми идеями. Боязнь того, что жители Луганска и Донецка проголосуют за «Оппоблок» или даже за какие-то пророссийские политические силы, стала одной из главных причин торможения национал-патриотами реализации Минского мира. Ведь как раз пункт о выборах и стал самым спорным! В равной степени это не нужно и самой главной правящей партии: хотя ее политики лишь изображают из себя «патриотов», но им тоже не хочется повторения 2010 года, когда власть потерял не только президент, но и целый пласт правящей элиты.
Есть и еще одна причина. Сейчас власть умело перехватывает инициативу национал-радикалов в политике воинственного патриотизме, в национализме (точнее, в антикоммунизме и русофобии), в потешных блокадах. Но какие лозунги поднимут радикалы, если война закончится? А вдруг антиолигархические? Но тогда власть вряд ли сможет перехватить у них такую инициативу. Представляете себе Петра Алексеевича, поносящего с трибуны украинскую олигархию?!
Поэтому продолжение текущей ситуации, когда по всей стране создается видимость «отечественной войны», а воевать по-настоящему и рисковать не приходится, всем этим политикам очень выгодно. В равной степени выгодно и всем, кто уже три года кормится с темы АТО: бесчисленным комбатам, разбогатевшим волонтерам, наслаждающихся своей безнаказанностью и вседозволенностью «ветеранам» и «патриотам», нашедшим себе работу в органах пропаганды журналистам и блогерам.
Перезапуск проекта
Однако на Украине есть две группы людей, которых не устраивает такая затянувшаяся псевдовойна, на которой без всякого толка и смысла ежемесячно гибнут десятки солдат и мирных жителей. Обе группы хотят ее скорейшего завершения, но разными путями.
Первая — это пылкие сторонники блицкрига, считающие, что ВСУ уже давно накопили необходимые силы для быстрого взятия Донецка и Луганска. О том, что через час после начала такого наступления Россия двинет к Донецку свои резервы, а через сутки Запад откажет Украине в своей защите, эти люди почему-то не думают. Более того, многие из них уверены, что Украина сможет отразить даже прямое наступление российской армии с юга и северо-востока. Наверное, с помощью «кроличьего забора» Яценюка?
Вторые — это сторонники скорейшего наступления мира «без условий и контрибуций», это просто уставшие от войны на Донбассе и военной истерии в Киеве люди. Их намного больше, чем сторонников немедленного наступления на Донецк, однако они пассивны и совершенно разобщены, да и свое мнение высказывают вполголоса, с опаской — боясь загреметь в СБУ или попасть под руку «патриотов». Поэтому их мнение пока что не имеет для власти никакого значения, по крайней мере, до ближайших выборов.
Радикалы, требующие немедленного возобновления АТО до победного конца, куда более опасны для власти, чем сторонники скорейшего мира. Их не объявишь предателями и агентами Кремля, их не разгонишь с помощью «патриотических титушек», потому что она сами являются таковыми — и могут запросто накостылять полиции, а то и устроить третий Майдан. И они играют на том же электоральном поле, что и власть — а значит, могут отобрать у нее голоса на выборах.
Поэтому власть могла бы бесконечно долго игнорировать молчаливое недовольство противников АТО, однако ей все труднее сохранять лояльность «ястребов войны», которые уже считают команду президента, правительство и парламентскую коалицию «зрадниками». Но власть не может удовлетворить их требование наступать на Донецк — и потому что не хочет завершать бесконечную войну, и потому что она упирается в непреодолимый позиционный тупик. Что же делать?
И вот тут появляется «кровавый пастор», только недавно заявлявший, что АТО закончится взятием Москвы, и заявляет, что Антитеррористическая операция себя изжила, и пора переходить к следующей фазе. А затем появляется законопроект Банковой, который своим названием заявляет о себе как план возвращения оккупированных территорий, и даже содержит такие воинственные пункты, как сосредоточение командованием ВСУ в единоличных руках Гаранта. Мол, раньше скорость принятия военных решений тормозилась бюрократией четырех веток силовых ведомств, а теперь будут созданы единые штабы. Ну чем не подготовка к решительной и масштабной войне? Многие «ястребы» это так и восприняли, и в СМИ уже появились многочисленные «мнения экспертов», строящих планы скорого падения Донецка, а может быть и Москвы.
Правда, на всякий случай этот законопроект кишит ссылками на Минский мир — видимо, чтобы на Западе не решили, что Киев действительно собирается переходить к каким-то активным военным действиям. А при внимательном прочтении законопроекта (сам документ скрыт от общественности, но его куски уже вынесли из «избы» Верховной рады) можно придти к выводу, что по своей сути он не содержит ничего нового, кроме одного: новый закон передаст под непосредственное командование Банковой все силовые ведомства (ВСУ, Нацгвардия, спецназ СБУ). Но вряд ли для того, чтобы взять штурмом и зачисть Донецк — скорее, чтобы не допустить третий Майдан в Киеве.
Как это понимать? На глазах украинцев разворачивается еще одна афера: происходит ребрендинг АТО, облачение зависшего вялотекущего конфликта в новую упаковку с новым названием, но с прежним содержимым. Олигархическая власть это умеет, ей не впервой втюхивать украинцам залежавшийся товар под новыми марками! А пока украинцы разберутся что к чему и поймут, что их вновь одурачили, пройдет 2-3 года, за которое власть, глядишь, успеет переизбраться.
Однако эта поспешная реконструкция украинского политического супермаркета была вызвана не только стремлением унять недовольство внутри Украины. Немаловажным фактором служит недовольство Украиной со стороны Запада, котором уже надоел откровенный бойкот Минского мира киевскими политиками. И вот тут официальное завершение АТО с переходом к «новым форматам защиты» может быть изображено двояко. Западу скажут, что миролюбивая Украина прекращает войну и переходит к более мягким методам урегулирования конфликта. Ну а украинским ура-патриотам торжественно намекнут, что это подготовка к долгожданному наступлению. Быть двуликим Янусом и одновременно говорить об одном и том же в совершенно противоположных интерпретациях украинским политикам не впервой!