Совет национальной безопасности и обороны Украины во главе с Александром Турчиновым подготовил проект закона о деоккупации Донбасса. Документ планировалось рассмотреть и утвердить на заседании СНБО в понедельник 19 июля, однако рассмотрение отложили. Турчинов объяснил это «необходимостью дополнительных консультаций с нашими стратегическими партнерами».
В то же время чиновники и депутаты, с которыми общалось «Громадське ТВ», предполагают, что Верховная рада рассмотрит проект закона «Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей Украины» осенью, ведь текущая сессия Верховной рады заканчивается 14 июля и народные депутаты уходят на каникулы.
Оккупация и агрессия РФ
В проекте закона прописано, что «Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию и оккупировала часть территории Донбасса». Это первая попытка украинских властей закрепить такую формулировку на законодательном уровне.
«Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории с помощью Вооруженных сил Российской Федерации», — говорится в проекте.
Временно оккупированные территории
В статье 1 проекта закона дается определение для временно оккупированных территорий, а также перечень военных формирований, контролирующих эту территорию. Это «территория, на которой размещены подразделения Вооруженных сил Российской Федерации; незаконные вооруженные формирования, созданные при содействии Российской Федерации, которые подчинены, управляются, контролируются и финансируются Российской Федерацией; на этой территории власть осуществляется оккупационной администрацией РФ», — говорится в статье.
Границы временно оккупированных территорий определяет Минобороны Украины по представлению Генерального штаба Вооруженных сил. Также на оккупированных территориях устанавливается особый правовой режим.
Документы и собственность
Освобождение территорий
В статье 4 описана цель государственной политики по восстановлению суверенитета (над оккупированными территориями). Предлагается:
— освободить территории и восстановить конституционный строй;
— защитить права и свободы людей, пострадавших от российской агрессии;
В статье 5 говорится об обеспечении конституционного строя:
«Государственные органы используют имеющиеся возможности для защиты прав и свобод граждан Украины, проживающих на оккупированных территориях». Впрочем, какие именно используются возможности, не указано. Также отмечается, что надо «принимать исчерпывающие меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания российской агрессии».
Культурные связи
В статье 6 говорится о восстановлении гуманитарных и культурных связей с людьми, которые живут на оккупированных территориях, а также о предоставлении гуманитарной и правовой помощи и доступ к украинским СМИ. «Основой защиты прав и свобод граждан… является содействие обеспечению их социально-экономических потребностей, восстановлению гуманитарных и культурных связей, доступа к украинским СМИ, национальных средств правовой защиты».
Ответственность и самооборона
Статья 6 закона гласит:
«Украина не несет ответственности за противоправные действия РФ как государства-агрессора и контролируемых ею незаконных вооруженных формирований на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
В статье 7 отмечается, что Украина имеет неотъемлемое право на самооборону, которое может быть реализовано. Для этого будут привлечены Вооруженные силы Украины, СБУ, Служба разведки, Национальная гвардия и другие силы. Об этом говорится в статье 8.
Разделение полномочий
Статья 9 сообщает, какие решения может принимать президент в период действия закона. «Президент принимает решение о применении Вооруженных сил, других военных формирований, для сдерживания и отпора вооруженной агрессии РФ…». Также президент принимает решение о военном положении.
В статье 10 говорится о распределении полномочий. Руководство силами и средствами возлагается на Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Начальник штаба назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Все привлекаются к обеспечению национальной безопасности в Луганской и Донецкой области, подчиняются начальнику Объединенного оперативного штаба.
Последняя статья сообщает, что порядок пересечения линии разграничения, а также правила провоза товаров также определяется начальником Объединенного оперативного штаба.