Начало 2017 года было ознаменовано двумя событиями: избранием Трампа президентом США и выходом Великобритании из Европейского союза (Брексит). Несомненно, эти два события окажут влияние на мировой порядок, как в политической, так и в экономической сферах.
В 2015 году ВВП США более чем в три раза превышал ВВП всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна. На ВВП Великобритании приходится пятая часть всего ВВП Евросоюза.
Изменившаяся политическая ситуация в США и Великобритании, несомненно, окажет влияние на развитие экономики латиноамериканского региона.
Наметившийся в 2017 году процесс стагнации в европейской экономике приведет к сокращению рынка примерно на 20%. На этом фоне в США наблюдается укрепление доллара и рост производства.
В Латинской Америке происходит усиление зависимости от внешней торговли. Южноамериканские страны переориентируются на Китай. Страны Карибского бассейна укрепляют свои отношения с США.
Особое место занимает Венесуэла, которая переживает глубокий политический и экономический кризис. Весьма странно выглядит сложившаяся ситуация, когда в страну практически прекратился приток иностранных инвестиций, а Каракас инвестирует в американскую экономику. Это происходит через венесуэльскую государственную нефтегазовую компании PDVSA, которая стала собственником американской энергетической компании Citgo. Данная компания занимается переработкой нефти, а еще транспортировкой и реализацией нефтепродуктов, ей принадлежит 48 терминалов в 20 штатах США.
Венесуэла все больше сближается с Китаем и Россией. Беря у них кредиты, страна попадает в финансовую зависимость, что чревато обострением ситуации в Карибском бассейне, включая вооруженное противостояние. Невозможность выплаты платежей по обязательствам компании PDVSA, создают реальные условия для ее банкротства.
Не случайно Колумбия заявила о своем желании стать членом НАТО.
Южная Америка в Североатлантическом альянсе?
Необходимо серьезно воспринимать слова Барака Обамы, когда он был президент США и заявил, что Венесуэла несет угрозу Соединенным Штатам. В этом случае Куба оказывается в весьма непростой ситуации на фоне раздающихся угроз Трампа пересмотреть отношения с Гаваной.
Будущее экономическое развитие Латинской Америки будет зависеть от готовности стран региона пойти на структурные реформы, чтобы уменьшить торговую, финансовую и производственную зависимость от внешнего рынка.
Начиная с 90-х годов прошлого века, произошли кардинальные изменения в мировой торговле в связи с международным разделением труда и ростом экономического могущества азиатских стран, в первую очередь, Китая.
Замедление экономического роста в США и принимаемые Белым домом протекционистские меры в торговле, а также выход Великобритании из Евросоюза негативно сказались на экономике стран Латинской Америки. Они по-прежнему остаются ориентированными на продажу сырьевых ресурсов за рубеж и закупку промышленных товаров в развитых странах.
Исключение составляют Мексика, Бразилия и Аргентина. Мексика поставляет дешевую рабочую силу в США. Бразилия и Аргентина после окончания Второй мировой войны смогли создать производственную базу и обеспечить импортозамещение, а благодаря созданию Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) расширить экспорт товаров и услуг в соседние страны.
Динамика развития
Такая ситуация привела к тому, что более развитые латиноамериканские страны оказывают серьезное влияние на своих ближайших соседей. Мексика сильно зависит от США, в то же время она оказывает влияние на страны Центральной Америки. Аналогичная ситуация с Бразилией, экономика которой тесно связана со странами Южной Америки.
Следует отметить, что разница проявляется не только в ВВП, но и в показателях экономического роста. За последние пять лет экономический рост в Панаме, Боливии, Никарагуа и Доминиканской Республике составил 5%. В Парагвае, Перу и Колумбии — 4%. В Мексике, Бразилии и Аргентине — 2,8%, 1,4% и 1,0% соответственно.
Промышленный потенциал Мексики ориентирован на американский рынок. Зависимость от северного соседа привела к тому, что Мексика практически утеряла торгово-экономические связи со странами Центральной и Южной Америки.
Торговые отношения в Латинской Америке строятся на основе трех многосторонних торговых договоров: Североамериканское соглашение о свободной торговле (1994), соглашения о свободной торговле между Доминиканской Республикой и странами Центральной Америки (2006), Южноамериканского общего рынка (1991). Мексика экспортирует в США 81% своей продукции, Бразилия —12%, Аргентина — 5%.
Китай показывает устойчивый рост инвестиций в страны Южной Америки и увеличение импорта из этого региона. После запуска процедуры выхода США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, Пекин успешно занимает место Соединенных Штатов.
Белый дом в настоящее время ведет переговоры о пересмотре условий Североамериканского соглашения о свободной торговле. В первую очередь это касается пересмотра обменного курса, который Белый дом хочет заморозить, а также долларизации экономики стран участников Тихоокеанского альянса.
Сейчас доллар находится в свободном обращении в Эквадоре, Сальвадоре и Панаме.
Необходимо напомнить, что идея долларизации впервые была выдвинута госсекретарем США Джеймсом Блейком в 1889 году и в дальнейшем обсуждалась на конференции по вопросам денежно-кредитной политики в 1891 году.
Администрация Трампа также планирует пересмотреть подписанные ранее соглашения с другими странами, касающиеся интеллектуальной собственности, патентирования изобретений. В отношении Мексики, США стремятся сократить экспорт рафинированного сахара и одновременно увеличить поставки нерафинированного сырья. Возможно, что мексиканское правительство согласится с таким предложением в обмен на смягчении позиции Вашингтона по вопросам миграции.
На сегодняшний день США имеют двусторонние договоры о свободной торговле с Чили (2004), Перу (2007), Панамой (2007), Колумбией (2007), Центральной Америкой и Доминиканской Республикой.
Думы о регионе
Независимо от политической ориентации властей, отказа от национальных интересов, во всех латиноамериканских странах отмечается рост коррупции чиновников всех уровней и их стремление попасть в подчинение транснациональных компаний.
Примером тому может служить разразившийся коррупционный скандал вокруг бразильской инжиниринговой компания Odebrech, которая направила политикам и бизнесменам более трех миллиардов долларов в качестве взяток в период с 2005 по 2014 год.
Наверное, за исключением Перу, где экс-президент Фухимори оказался за решеткой, ни в одной другой стране Латинской Америки высокопоставленнее чиновники не понесли заслуженное наказание за совершенные преступления.
У Латинской Америке не такой уж богатый выбор, чтобы остановить дальнейшее продвижение американской гегемонии и экономической экспансии Китая. Необходимо, во-первых, провести реструктуризацию финансовой и торговой сфер, во-вторых, преодолеть политический кризис, обеспечить сокращение социального неравенства и концентрации капитала в руках правящей верхушки. Задачи эти непростые. Для их реализации потребуется объединение усилий всех ветвей власти, политических сил и общественных организаций.
Прогнозы МВФ относительно роста ВВП в Латинской Америке неутешительны. Согласно его прогнозам в 2017 году ВВП в латиноамериканских странах увеличится на 2%. При этом в Мексике и Бразилии он составит 1,7% и 0,2%. В странах Центральной Америки — 3,9%, Панаме — 5,8%.
Новые возможности для Латинской Америки открываются в связи с расширением экономического сотрудничества Южноамериканского общего рынка с Китаем и Евросоюзом. На фоне ослабления торговли с США Латинская Америка должна делать ставку на поиск новых торговых партнеров.
Латиноамериканские страны должны отказаться от экспортно-сырьевой экономики и перейти к инновационной экономике, более конкурентоспособной, основывающейся на интеллектуальных ресурсах.