Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Некоторые европейские надежды Украины оправдались, однако препятствий на пути в Европу еще немало

Недавний саммит подтвердил стремление Украины соответствовать европейским стандартам, однако переустройство ее экономики и институтов — это колоссальная задача.

© REUTERS / Eric VidalПрезидент Европейского совета Дональд Туск и президент Украины Петр Порошенко
Президент Европейского совета Дональд Туск и президент Украины Петр Порошенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит Украина — ЕС оказался своего рода победой для Евросоюза. К удивлению многих, Евросоюз смог сохранить единство в своей политике в отношении Украины и России на фоне последних политических волнений на всем континенте. Он сохранил санкционный режим, который не заставил Россию отказаться от своей незаконной аннексии Крыма, но помог сдержать российскую агрессию в других частях Европы.

Когда лидеры Украины и Европейского Союза встретились на прошлой неделе на саммите, обе стороны имели повод для празднования. Для президента Петра Порошенко это была возможность привлечь внимание к последним шагам, направленным на реализацию европейских устремлений Украины, которые играли столь важную роль во время майданной революции в 2013 году. Председатель Европейского Совета Дональд Туск передал президенту Украины копию Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной, которое Евросоюз, наконец, ратифицировал на прошлой неделе, спустя три года после его первоначального одобрения. Следует также отметить, что оно в какой-то момент оказалось под угрозой в результате проведенного в Голландии референдума. Это соглашение включает в себя пакт о свободной торговле, который после частичного введения в действие с 1 января нынешнего года уже позволил увеличить экспорт из стран Евросоюза на 25%. Кроме того, с мая месяца украинцы получили возможность посещать страны Евросоюза без визы.


Прошедший саммит оказался также своего рода победой для Евросоюза. К удивлению многих, Евросоюз смог сохранить единство в своей политике в отношении Украины и России на фоне последних политических волнений на всем континенте. Он сохранил санкционный режим, который, похоже, не заставил Россию отказаться от своей незаконной аннексии Крыма или перестать поддерживать сепаратистов на Донбассе, на юго-востоке Украины, но, по крайней мере, он помог сдержать российскую агрессию в других частях Европы, а также избежать появления большого потока беженцев из Донбасса, который мог бы стать еще одним серьезным испытанием для европейского единства. Особенно в Восточной Европе, где война на Украине в значительной степени воспринимается как европейская война, это считается важным успехом.


Однако за теплыми словами скрываются реальные озабоченности. Киев хотел, чтобы этот саммит завершился совместным заявлением, в котором в прямой форме была бы поддержана давно существующая надежда Украины относительно членства в Евросоюзе. Нынешнее руководство Евросоюза тоже этого хотело. Эстонское правительство, к которому сегодня перешло ротируемое президентство, настаивало на принятии текста, в котором бы признавалась или просто учитывалась эта цель Украины. Однако временное правительство Голландии наложило вето на подобный вариант документа, опасаясь резкой реакции общественного мнения внутри страны после прошлогоднего референдума, по результатам которого Соглашение об ассоциации было отвергнуто.


Вместо этого г-н Туск просто зачитал преамбулу соглашения, в которой «приветствуется европейский выбор» Украины, хотя Европейский Совет в своем заявлении отметил, что в этом соглашении в ответ на озабоченности Голландии не содержится упоминание о пути к членству в Евросоюзе.


Но имеет ли значение отказ Евросоюза поддержать перспективу членства Украины в Евросоюзе? Возможно, в краткосрочной перспективе не имеет. Все стороны согласны с тем, что пройдут годы — даже десятилетия, — прежде чем Украина будет готова к вступлению, учитывая масштабные вызовы, связанные с радикальным переустройством ее экономики и институтов. Тем временем Брюссель продолжает предоставлять Киеву техническую и финансовую помощь с целью углубления его интеграции с Евросоюзом, а Киев консультируется с Брюсселем по поводу всех реформ для того, чтобы максимизировать соответствие правилам Евросоюза. Со временем не будет причин, которые не давали бы возможность Украине участвовать в таких договоренностях Евросоюза как единый рынок, таможенный союз или даже Шенгенская зона, открытые для таких не являющихся членами Евросоюза стран как Норвегия и Швейцария.


Но даже в этом случае отсутствие долгосрочной перспективы беспокоит Киев. Украинское правительство пытается перестроить страну в сложных условиях. После российского вторжения в 2014 году экономика Украины сократилась на 17%, а национальная валюта потеряла 70% по отношению к доллару, и в результате инфляция достигла 60%. Это создало сложные политические условия для проведения таких реформ как отказ от субсидируемых цен на природный газ для бизнеса и домохозяйств.


Тем временем Россия, похоже, решительно настроена на то, чтобы повысить цену программы украинских реформ. Она продолжает дестабилизировать Донбасс, где уровень насилия повысился в этом году, а также постоянно проводит кибератаки против правительства страны, что негативно сказывается на инвестициях и усиливает давление на государственные финансы. По мнению Киева, цель российского президента Владимира Путина состоит в том, чтобы сделать из Украины несостоявшееся государство, что, в свою очередь, дестабилизирует Евросоюз в целом.


Тем не менее, Киев добился важных успехов. Ему удалось почти сбалансировать бюджет и сократить инфляцию до уровня ниже 10%. Экономика вновь начала расти, а перестройка газового рынка, банковской системы и государственных закупок привела к ослаблению давления на государственные финансы и сократила возможности для коррупции. Кроме того, на подходе другие очень важные реформы, включая децентрализацию государственного управления, изменение пенсионной системы, здравоохранения и проведение земельной реформы. Тем не менее, любая реформа на Украине наталкивается на групповые интересы, в том числе интересы влиятельных олигархов. Способность правительства Украины проводить реформы тоже невысока, поскольку в системе государственного управления не хватает талантов, и, кроме того, она скована инструкциями и правилами советской эпохи. Хотя Киев создал шесть новых учреждений по борьбе с коррупцией, в стране не существует специального антикоррупционного ссуда и нет резонансных обвинительных приговоров.


Для максимизации шансов Киева на успех Евросоюзу нужно найти способ понижения политической цены украинских реформ. По мнению Киева, предложение ясного пути к членству в Евросоюзе укрепит его влияние в стране. Эстония попытается вновь повлиять на лидеров Евросоюза в надежде на то, что они направят подобный сигнал на следующем саммите в ноябре. Возможно, от этого зависит не только стабильность на Украине.