Последние научные исследования говорят о том, что женщины так же умны, как мужчины. Интеллектуальное соотношение полов выровнялось по сравнению с 1980 годом, когда в группе 1% самых умных людей на одну женщину приходилось 13,5 мужчин.
Atlantico: В 1980-х годах в группе 1% самых умных людей на одну женщину приходилось 13,5 мужчин, а сейчас эта пропорция сократилась до 3,8. Кроме того, исследования показали, что среди «менее умных» слоев населения данное распределение носит куда более равномерный характер. С чем связаны такие различия? Среди женщин не бывает столько же гениев, сколько среди мужчин?
Кристин Марсан: Здесь существует несколько факторов.
Нервная оценка мужчин и женщин
В течение нескольких веков на Западе и нескольких тысячелетия в мире мужчина говорил, что он умнее, и подчинял себе женщину, твердя ей, что она не так умна или вообще не умна. Вспомним хотя бы об отпечатавшейся в наших умах лжи о том, что Маконский собор принял решение о женской душе. Хотя все это и неправда, общественность взяла данный стереотип на вооружение и несколько веков пользовалась им для девальвации ума и сознания женщин.
XIX век принес с собой самые сильные ограничения для женщин, и лишь борьба суфражисток и феминисток позволила в конечном итоге добиться равноправия женщин и мужчин. Как считалось со времен Просвещения, мужчины наделены разумом, тогда как женщины больше подвержены страстям и эмоциям (по мнению наследников Декарта) и не участвовали в обсуждении идей. Их роли были четко определены, хотя, например, при королевских дворах развитие политических навыков продемонстрировали как мужчины, так и женщины.
Образование французской женской элиты долгое время находилось в руках пансионатов Почетного легиона, которые были созданы с таким наставлением: «Воспитывайте верующих, а не мыслящих».
Ум не входил в число качеств, которые требовались от женщины в XIX веке. Девушка из «хорошей семьи» должна была в первую очередь быть хорошей супругой, то есть послушной и не блещущей умом, поскольку тот зачастую приводил к несогласию с утвердившейся догмой. Как бы то ни было, одна из задач науки как раз заключается в позитивной критике предшественников.
«Стеклянный потолок»
После утверждения равного доступа мужчин и женщин к образованию и профессиональной деятельности ситуация изменилась. Тем не менее у большинства предприятий существует «стеклянный потолок»: руководство не лучшим образом относится к разделу полномочий и преимуществ, оценки принятых решений, финансовых преимуществ ключевых должностей, не говоря уже о нарциссической составляющей престижа, которой трудно делиться. В таких условиях куда проще говорить о неравенстве возможностей и умственных способностей в оценке ситуации или стратегии.
Если судить по результатам экзаменов в вузах по всем дисциплинам, в том числе и техническим, женщины добиваются успеха повсюду и даже демонстрируют лучшие результаты, чем мужчины. В то же время у нас все еще широко распространена практика принижения женщин с помощью сексистского юмора, которая касается их интеллектуальных способностей. «У женщин прагматический склад ума». Это подразумевает, что они хорошо разбираются в домашних делах, но не таких «серьезных» и «мужских» вещах, как стратегия, политика, перспектива.
В группах влияния тоже существует особая иерархия для мужчин и женщин. Некоторые мужские масонские ложи организуют отдельные женские ложи. Словно женщины не в состоянии мыслить точно таким же образом!
— Какую роль играет закрепление этого разделения в обществе? Женщины обесцениваются их окружением или жизненным путем? Не свойственно ли им неосознанно самим принижать себя?
— Долгое историческое неравенство в оценке качеств мужчин и женщин и массовая дискредитация женских умственных способностей оставили след в психике большинства женщин, которым непросто отойти от взглядов мужчин на них. На семинарах и конференциях до сих пор можно услышать, как мужчина делает женщине комплимент за ее красоту, но не за ее ум! В обратном направлении ничего подобного не происходит.
Отношение к вере в себя у мужчин и женщин тоже было разным. И долгое время женщину, которая стремилась самоутвердиться, считали агрессивной истеричкой. С мужчинами ничего подобного не было. Все это привело к формированию закрепивших неравенство социальных и культурных рамок.
Как дома, так и в школе, образование и воспитание отличаются в зависимости от пола и ожидаемых ролей в обществе. Проявляется такое неравенство и в отношении к уму. Большинство религий тоже поддерживали отличия и разное отношение к полам.
Хотя обстановка долгое время была неблагоприятной для женщин, множество принятых законов призваны сделать равноправие реальным фактом.
Таким образом пусть некоторым мужчинам все еще свойственно упомянутое выше поведение, часть женщин тоже виновны в этом неравенстве, поскольку создают в образовании приниженный образ женщины. Некоторые матери не подталкивает дочерей к развитию своих умственных возможностей.
— С чем связаны различия в соотношении мужчин и женщин в 1980-х годах и сегодня? Эмансипация женщин сыграла свою роль?
— Сокращение этого различия между мужчинами и женщинами связано с последствиями 1970-х годов, когда женщины эмансипировались и получили ряд свобод (сексуальная свобода, право на аборт и т.д.). Они смогли, наконец, распоряжаться своим телом и жизнью. Последовавшие за признанием права голоса женщин (1945 год) перемены привели к последовательной эмансипации, и к 1980 году эти свободы еще не полностью стали частью жизни всех женщин.
Сегодня, почти полвека спустя, сменилось уже несколько поколений, а в учебных заведениях была введена смешанная система. В результате мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, а их успеваемость выровнялась.
— На что опирается ум? Как он формируется? Можно ли сегодня сказать, что один пол умнее другого?
— Некоторые все еще говорят о различиях в уме в зависимости от пола, однако выдвигаемые ими аргументы отходят на второй план. Вопрос уже не в этом, а, скорее, в том, как придать большее значение различным формам ума, которые, в зависимости от общества, могут как превозноситься, так и наоборот обесцениваться (в первую очередь это касается женщин).
Ум — это способность установить связь между вещами, чтобы сформировать некий смысл. Он развивается, если с ребенком занимаются, поощряют его любопытство, укрепляют веру в себя, подталкивают к исследованию мира.
Чем больше ребенка (как мальчика, так и девочку) будут подталкивать к использованию его талантов и проявлению ума, тем больше у него шансов на то, чтобы стать математиком или художником в зависимости от окружения, образования и поощрительных стимулов.
Нужно ценить таланты каждого человека, помочь ему быть тем, кто он есть. Тогда он сможет в полной мере воспользоваться своим умом, выйдя за границы полов, культур и религий.