После распада Советского Союза в 90-е годы, когда трудно было обслуживать суда и не хватало средств, российский военно-морской флот попытался приспособить свои морские силы времен холодной войны к новым условиям. После 2000 года, когда российская экономика начала расти, появились первые идеи по поводу того, как вернуть мощный российский флот на мировую арену. В 2011 году была разработана масштабная программа перевооружения. Согласной ей, Министерство обороны РФ должно получить сто новых военных кораблей к 2020 году, в том числе — 20 подводных лодок, 35 корветов и 15 фрегатов. Разумеется, новым этапом в развитии российского флота стала аннексия Крыма, благодаря которой Москва вновь начала укреплять свои силы на Черном море. Туда планируется направить 18 новых кораблей и подлодок.
В конце холодной войны в 1991 году флот СССР располагал почти тысячей военных судов, начиная с небольших патрульных катеров и заканчивая большими авианосцами. В тот период истории советский флот играл чрезвычайно важную стратегическую роль в свете потенциальной войны с Западом. Флот был важным инструментом устрашения, поскольку советские подлодки были атомными или могли применять ракеты с ядерными боезарядами. При этом флот также отвечал за первую линию обороны советской территории и, когда это было возможно, нарушал коммуникации НАТО.
После распада Советского Союза и завершения холодной войны советский флот был расформирован, и появился современный российский флот. Начались самые тяжелые времена для этого некогда прославленного флота, поскольку на содержание ВМФ не хватало финансов. Боеспособность флота упала, а программы обновления приостановились. Так продолжалось до 2002 года, когда дала о себе знать и проблема нехватки образованных кадров. Наконец, в 2009 году бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов заявил, что к 2015 году боеспособность Российского военно-морского флота будет крайне низкой, если не пересмотреть нынешние судостроительные планы и не построить новые корабли.
Неблагоприятная ситуация сохранялась даже после прихода к власти Владимира Путина. Сам он поддерживал финансирование крупных программ по модернизации военной авиации и флота, однако многое так и осталось лишь на словах. Катастрофа, которая произошла с подводной лодкой «Курск» в 2000 году, стала переломной. Отчасти эта трагедия явилась символом развала флота и громким криком о помощи. Недостаток дисциплины, устаревшие технологии, небрежность и плохое командование назывались причинами, приведшими к гибели подлодки и ее экипажа. Тогда началась масштабная модернизация, окончание которой ожидается приблизительно к 2030 году. Однако на пути модернизации существует масса препятствий.
Речь, в частности, о том, что российский ВМФ располагает значительно меньшим числом кораблей, чем флот СССР, точнее — их меньше на 25%. При этом специфика российских морских сил в том, что они географически разделены. Поэтому у России сегодня есть Северный, Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Каспийский флот. Однако Россия видит миссию своего флота такой же, какая была при СССР. Флот должен играть значительную роль в устрашении (постоянное патрулирование и контроль над морской границей), а подводные лодки должны поддерживать атомный костяк страны.
Кремль видит российский ВМФ силой, которая заявит о российской мощи на мировом уровне. Однако пока подобное видение — не более чем сон. Флот может похвастаться только атомными подводными лодками, но у него нет оружия, которое превращало бы его в мощную морскую силу. Конечно, российское руководство это понимает, и для исправления ситуации уже было предложено несколько стратегий, в том числе, звучали призывы построить три-пять авианосцев. Однако из-за финансовых сложностей не поступило заказа ни на один.
Поэтому Россия перешла к тактике «шаг за шагом» и в первую очередь собирается заняться подготовкой флота, который сможет контролировать российские территориальные и близкие нейтральные воды. При этом Россия особенно заинтересована в присутствии в Атлантическом океане и в Арктическом регионе. Атлантика — регион потенциального пересечения интересов сил многополярного мира. Речь не только о НАТО и странах Запада, но и о Китае. Арктика является жизненно важным стратегическим регионом, который сулит огромные экономические преимущества (благодаря новым путям сообщения между Тихим и Атлантическим океаном) и ископаемые богатства.
В среднесрочной перспективе российский флот может спасти только модернизация существующих судоверфей и создание новых. Явный крах военного судостроения в России — уже реальность. Многочисленные суда типа «Киров», гордость атомного флота Советского Союза, — тому подтверждение. Из четырех таких кораблей два списали, поскольку они были настолько изношены, что ремонтировать их уже не имело смысла. Один корабль — «Петр Великий» — стоит на вооружении, а второй — «Адмирал Нахимов» — должен вернуться в строй в 2018 году, когда, предположительно, закончится его ремонт. «Киров» собираются заменить проектом 23560Э «Лидер». Корабль водоизмещением 18 тысяч тонн оснащен зенитным ракетным комплексом С-500 и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-800. Судно планировалось поставить на вооружение еще летом прошлого года, но пока известий о его завершении не поступало.
Насколько реалистична масштабная программа по замене советских типов кораблей, особенно «Современного» и «Кривака», новыми фрегатами типа «Адмирал Горшков» и «Адмирал Григорович», мы узнаем в сентябре этого года, когда государственная оборонная программа на 2018-2025 год будет завершена и представлена общественности.
Согласно первым заявлениям, Москва собирается значительно ограничить свои морские амбиции и больше внимания уделить сухопутным силам. Причины преимущественно финансовые, что подтверждает оборонный бюджет этого года, который Кремль сократил на пять процентов. Это первое сокращение военного бюджета с 90-х годов, а значит, Россия не модернизирует 70% своих сил к 2020 году, как планировалось первоначально. В реальности бюджетных денег может хватить только на половину желаний Министерства обороны, заявленных в новой программе на 2018-2025 год. Так что флот очень пострадает, особенно корабли.
Сектор, который Россия точно не собирается сокращать — это атомный подводный флот. Традиционно именно он был основной устрашающей составляющей российских ядерных сил, которые включают в себя наземные ракеты, бомбардировщики, оснащенные ядерными боезарядами, и подводные лодки с баллистическими ракетами. В этой сфере наследие Советского Союза наиболее ощутимо, поскольку во время холодной войны надводные корабли были продолжением всеми восхваляемого и уважаемого подводного флота. Кроме подводных лодок, Россия планирует вложить средства в стратегически важные воздушные силы и модернизацию военных самолетов. В смысле географии главный акцент будет сделан на Балтийское море, Украину и Кавказ, а также на Объединенное стратегическое арктическое командование, которое к 2020 году получит статус особого военного округа.
Так что с модернизацией российского ВМФ придется подождать, поскольку сейчас Москва вынуждена выбирать между морскими и сухопутными силами. На бумаге российский флот должен укреплять российскую мощь на международном уровне и защищать российские берега, но в действительности этому мешает неблагоприятная финансовая ситуация.