В Москве очередной бум: велосипедисты должны поднять жизнь города-миллионника на новый уровень . В центре столицы можно взять на прокат новейшие электробайки. Стоит ли, однако, за этой инициативой политический расчет?
Два часа в забитом и душном московском метро? Или прокатиться на велосипеде мимо многокилометровых пробок московского многомиллионного мегаполиса? Для Алены выбор очевиден: «при температуре выше пяти градусов по Цельсию я еду на работу на велосипеде», — говорит 26-летняя девушка. Молодая москвичка уже два года как отказалась от автомобиля и метро и берет велосипед напрокат у города. Эта девушка — не единственная россиянка, пересевшая на велосипед. Почему же именно сейчас?
Электробайк или простой велосипед в аренду: москвичи и туристы могут взять велосипед на час всего за несколько евро. «Для некоторых, возможно, это скорее хобби, я же полностью изменила свою жизнь», — делится Алена с немецкой прессой. Она копит на собственное жилье, так что пока что не может позволить себе подходящий велосипед, чтобы кататься по хмурым московским улицам и летом и зимой. Лишь увеличивающееся количество прокатных пунктов делает ее жизнь проще.
Британский экономический журнал The Economist помещает Москву и ее двенадцатимиллионное население в конец рейтинга уровня жизни. Лишь Киев, Триполи в Ливии, Дамаск в раздираемой гражданской войной Сирии и Лагос в Нигерии потеряли больше пунктов в этом рейтинге за последние годы. Среди тридцати показателей рейтинга выделяется и развитие инфраструктуры.
Чтобы «сделать город более пригодным для жизни», мэрия собирается расширять сеть проката велосипедов. Одно из нововведений — прокат электробайков. Проект финансируется не только мэрией, но и различными крупными российскими банками. До конца года планируется открыть до 380 точек проката. За два года их должно появиться еще больше.
«Таким образом мы хотим решить и проблему пробок. Возможно, улицы станут свободнее, если люди пересядут на велосипеды», говорит Владимир Кумов, который много лет вместе с активистами организовывал велопарады, которые проходили даже в 30-градусный мороз. Сейчас он занимает должность городского советника.
Менее чем через год в Москве должны состояться выборы следующего мэра. Около 7,4 миллионов жителей смогут проголосовать. С 2013 года — незадолго да предыдущих выборов — Сергей Собянин стал говорить о транспортной революции. Предполагалось создать сотни километров велодорожек, даже полиция во время погони должна была пересесть на велосипеды. Однако есть проблемы: в центре города, вокруг Кремля, очень мало места для велосипедистов; они неизбежно оккупировали широкие тротуары.
За четыре года возникало много сомнений относительно того, заработает ли проект. Незадолго до предстоящих перевыборов Собянин снова заговорил об улучшении инфраструктуры. «Кажется, появилось понимание того, что автомобиль не дает никаких возможностей для развития города», — говорит эксперт Кумов.
Сегодня ситуация в городе заметно изменилась. В особенности молодые, современные люди хотят быть в форме и охотнее отказываются от автомобилей. Они признают, что путь на велосипеде до работы сквозь нефильтрованные выхлопные газы и бешеный стиль вождения некоторых автолюбителей может быть опасным. «Некоторые смотрят по сторонам и знают, что мы тоже здесь ездим. Они стали более внимательными», — говорит Алексей, который каждый день ездит на своем горном велосипеде в офис в центре.
Алексей надеется, что в будущем и в других городах, например, в Сибири, люди начнут пересаживаться на велосипеды. «Мы знаем: Москва задает моду. То, что происходит здесь, позднее появляется и в остальной России».