19 апреля 2011 года 65-летний Хосе Луис С. Л. спустился в крипту («нижнюю» церковь) храма Святого Семейства, вооруженный двумя зажигалками, бутылкой с маслом, бумагой и салфетками. Для входа в крипту не нужно покупать билет, поэтому мужчина беспрепятственно проник в помещение и поджег облачения, которые хранились в ризнице. Затем он попытался сбежать, смешавшись с толпой туристов, но служащие его задержали. Более 1,5 тысяч посетителей были эвакуированы. Сгорели ризы, мебель, шкафы и электропроводка, но само здание не пострадало.
К несчастью, логика террористов при выборе мишени для теракта была безупречна. Проспект Ла Рамбла представляет собой длинную прямую улицу, в любое время суток заполненную многочисленной толпой, а храм Святого Семейства имеет огромную символическую ценность.
Террорист Мохаммед Ули Чемлал, раненный при взрыве дома в Альканаре накануне терактов, дал показания в Национальном суде Испании. Слухи о попытке взорвать храм Святого Семейства подтвердились. Несмотря на тяжелые минуты, мы все вздохнули с облегчением, ведь трагедия, случившаяся в Барселоне 17 августа, могла унести намного больше жизней.
До этих событий за всю историю возведения храма не было ни одной попытки разрушить грандиозное творение Гауди. После происшествия 2011 года меры безопасности были усилены, и злополучное строение, которое не перестаёт быть предметом споров местных жителей, стало охраняться намного строже. Журналисты, конечно, помнят многочисленные шутки про вечную стройку. Например, шутку, которая сравнивала храм, освященный Бенедиктом XVI в ноябре 2010 года, с Колизеем. Сравнение было не в пользу храма Святого Семейства, ведь Колизей был построен Флавиями в первом веке нашей эры всего за 8 лет.
Несчастливый храм?
Во время возведения храма Святого Семейства было много трудностей, и строительство прерывалось на долгие годы. Постоянные работы ведутся лишь в последнее время. Если все пойдет по плану, храм будет завершен в 2026 году. Тогда это архитектурное творение из подмостков для фильма Феллини «8 ½» превратится в европейскую достопримечательность, расположенную в одном из самых процветающих городов современной Европы. Европейцы восхищаются Гауди и приезжают в Барселону полюбоваться на его творения, хотя долгое время произведения мастера подвергались серьезной критике известных людей. Его осуждали Феликс де Асуа и Оскар Тускетс. Ориоль Боигас одно время был сторонником сноса храма. А Джордж Оруэлл после посещения храма Святого Семейства сказал, что это одно из самых уродливых сооружений в мире. Особенно ему не понравились башни, по форме напоминающие бутылки рейнского вина.
Жозеп Пла сожалел, что окрестности храма застроили. По его мнению, когда в округе не было многоэтажных зданий, храм смотрелся намного лучше. Дорога до храма превращалась в своеобразное красивое испытание. Когда писатель жил в Барселоне, он любил прогуляться до храма и начинал свою прогулку издалека. В Париже есть похожий маршрут до Эйфелевой башни. Храм возвышается впереди, и кажется, что он близко, но по мере пути цель все время ускользает от путника.
Пла жил в Барселоне начала 20 века. Город активно расширялся и поглощал пригороды и близлежащие поселения. Благодаря этому каталонская столица представляет собой очень самобытную мозаику. Кстати, храм Святого Семейства располагается на месте городка Сант-Марти. Зарождение храма относят к 1866 году, когда Жозеп Мария Бокабелья и Вердагер основал Духовное общество почитателей Святого Иосифа. Это общество в 1874 году выдвинуло идею о постройке храма, посвященного Святому Семейству. Для осуществления этого плана в 1881, отчасти благодаря пожертвованиям, почитатели Святого Иосифа выкупили земельный надел площадью 1,28 гектара. Приобретенный участок располагался между улицами Марина, Провенса, Майорка и Сарденья.
Первый камень в фундамент нового храма был заложен 19 марта 1882 года в день Святого Иосифа. Торжественную церемонию возглавил епископ Барселоны Хосе Уркинаона. Первым архитектором храма Святого семейства стал Франсеск де Паула дель Вильяр. Первоначальный план предполагал возведение базилики в неоготическом стиле, популярном в эпоху, предшествовавшую модернизму. Однако вскоре дель Вильяра покинул проект из-за разногласий с помощником Бокабельи, архитектором Жоаном Марторелем. В 1883 году строительство возглавил молодой архитектор Антонио Гауди.
Под руководством Гауди строительные работы шли достаточно активно. Другие проекты архитектора (Ла Педрера или Парк Гуэль не могли надолго отвлечь Гауди от возведения храма, который он считал смыслом своей жизни. С годами Гауди становился все более религиозным и с 1914 года полностью посвятил себя искупительному храму Святого Семейства. За несколько месяцев до смерти он оборудовал подвальное помещение под свой рабочий кабинет и поселился там.
После смерти архитектора работы по возведению храма не прерывались вплоть до гражданской войны. Во время гражданской войны революционеры подожгли крипту храма, сожгли временные школы и разрушили подвальное помещение. В пожаре были утрачены чертежи, наброски и гипсовые макеты, хранившиеся в мастерской Гауди.
Однако строительные работы никогда не отклонялись от намеченного Гауди плана. Этого удалось добиться благодаря его ученикам. В разное время над этим проектом работали: Доменек Суграньес, Франсеск де Паула Кинтана Видаль, Исидре Пуиг-Боада и Луис Бонет и Гари, который вложил всю свою душу и силы в это произведение архитектуры.
Шаг к потере индивидуальности
При Франко почти ничего не было сделано для завершения строительства храма. Единственным лучом света в нескончаемой ночи, нависшей над той серой Барселоной, был Евхаристический конгресс, прошедший в 1952 году. Тогда же было продолжено строительство фасада Рождества, завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной по решению мэра Барселоны Жозепа Марии де Порсьолеса.
В 40-е годы были начаты подготовительные работы для возведения фасада Страстей, а также возобновлен сбор пожертвований, которые и по сей день являются основным источником финансирования строительных работ.
С ростом протестных настроений в обществе увеличилось число противников возведения храма. Как мы уже говорили выше, многие интеллектуалы левых взглядов считали храм неуместным и выступали за его снос. Такая недальновидная позиция была достаточно распространенной в то время. Дом Ла Педрера тоже был предметом критики, но в 1984 году ЮНЕСКО объявила его объектом Всемирного наследия. Храм Святого Семейства получил этот статус лишь в 2005 году. Несмотря на международный престиж и огромный поток туристов, превративших эту достопримечательность в золотое дно (благодаря чему и удалось возобновить строительные работы), споры среди жителей Барселоны не утихают.
Автор этих строк убежден, что лучший вид на храм Святого Семейства открывается с его вершины, откуда самого храма не видно. Эта точка зрения не популярна, хотя с годами критика архитектурного творения Гауди не утихает. В своем недавнем выступлении Даниэль Модоль, советник мэра по архитектурным вопросам, сравнил храм с пасхальным куличом. Многие соглашаются с таким мнением и считают проект Гауди кичем. Другие критики осуждают фасад Страстей, созданный Жозепом Марией Субираксом. При декорировании фасада этот скульптор отклонился от первоначального проекта Гауди и создал, по мнению некоторых ценителей, слишком суровый ансамбль.
Жители Барселоны не ощущают принадлежности храма к городу. Храм Святого Семейства, как и Башня Агбар, является городской доминантой. Его видно практически с любой точки города. Это архитектурное сооружение постигла участь многих мировых достопримечательностей. Есть ощущение, что туристы там главные. Эту проблему можно решить, сделав отдельный вход для жителей города и очистив близлежащие улицы от туристических автобусов. По обе стороны от храма есть площади, с которых видно храм, но они не очень популярны у посетителей. В прошлом одна из этих площадей в ночное время пользовалась большой популярностью у гомосексуалистов. Жители близлежащих домов раньше всех поняли, к чему все это может привести. Их спокойной жизни пришел конец, а взлетевшая квартплата больно ударила по кошельку. К тому же, еще не реализован градостроительный план по обустройству близлежащей к храму территории. Согласно этому плану основной фасад храма будет соединен с проспектом Диагональ 70-метровым проездом. Генеральный градостроительный план, утвержденный в 1976 году, может затронуть 1200 жилых помещений, расположенных между улицами Майорка, Араго, Сарденья и Марина.
По словам мэра города Ады Колау, у городских властей — другие планы, и интересы жителей Барселоны всегда будут у мэрии в приоритете. Как видите, история храма Святого Семейства — это бесконечная история. И неважно, достроят его или нет.