Россию вскоре могут заставить выйти из главной в Европе организации по защите прав человека, в результате чего более 140 миллионов человек лишатся возможности обжалования решений в случае нарушения прав человека, заявил глава этой организации.
В 2014 году после незаконного присоединения Крыма Россию лишили права голоса в Совете Европы. Если ничего не изменится, в ближайшие два года выборы целого ряда новых судей и высокопоставленных чиновников будут происходить без учета голосов россиян.
Если Россия и дальше не будет допущена к участию в выборах ключевого персонала, Москва может быть выведена из состава организации, что приведет к уничтожению правового моста, соединяющего Европу с Россией с тех пор, как Москва вступила в Совет в 1996 году.
Каковы последствия выхода России из Совета Европы?
Россия не сделала никаких шагов, чтобы отменить свое решение об аннексии Крыма и по-прежнему «совершенно неприемлемым образом» препятствует тому, чтобы этот регион посетил комиссар Совета по правам человека, заявил Ягланд.
Но Европе все-таки нужно как следует подумать, во что ей обойдется уход России, сказал он.
«Мы должны подумать о следующем: будет ли Европа лучше, безопаснее, если Россия уйдет и не будет частью судебной системы Европы, — сказал он. — Для меня этот вопрос очень актуален».
По словам Ягланда, который только что вернулся со своей первой неофициальной встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном, «российский вопрос» является частью более широкой проблемы. Она касается оспаривания странами положений о правах человека.
Он указал на то, что новый закон, принятый в России, который позволит Конституционному суду отменять решения Европейского Суда по правам человека в Страсбурге, является одним из проявлений настораживающей тенденции.
Он также указал на Великобританию, где суды отказываются применять постановление Европейского Суда по правам человека об избирательных правах заключенных.
«В общем, проблема… заключается в том, что в нескольких странах люди начинают на национальном уровне оспаривать верховенство [Европейского Суда по правам человека] в Страсбурге», — заявил Ягланд.
Он добавил, что странам-членам совета необходимо серьезное напоминание о том, как работает европейская судебная система.
«Я бы сказал государствам-членам, что мы должны помнить о тех обязательствах, согласно которым все должны уважать решения суда», — сказал он.
«Турецкая лавина»
Еще одним потенциальным очагом нестабильности для Совета Европы является Турция.
В результате репрессий против подозреваемых в подготовке неудавшегося государственного переворота тысячи людей были брошены в тюрьмы или потеряли работу. И хотя многие обвинения были обоснованными — попытка переворота была жестокой — существуют серьезные опасения, что Турция «забросила свои сети слишком широко», отмечает Ягланд.
По его словам, в Совет Европы поступает огромное количество обращений от турецких граждан, которые считают это своим последним шансом добиться справедливости.
«Самой большой проблемой [для Совета Европы] является ситуация в Турции, поскольку все заявления поступают к нам в суд, — сказал Ягланд.
«Нам приходится заниматься таким большим количеством заявлений, это очень большая нагрузка», — заявил он, отметив, что суду помогают «многие «траны» Европы.
В Париже Ягланд и Макрон обсуждали закон о борьбе с терроризмом, который в настоящее время находится на рассмотрении в Сенате.
Закон закрепляет принципы действий в условиях чрезвычайного положения, в том числе расширяет полномочия полиции в вопросах проведения рейдов и задержания подозреваемых. Это, по мнению критиков, создаст условия для дискриминации и злоупотреблений.
Ягланд сказал о своей уверенности в том, что Макрон добьется полного соответствия нового закона требованиям о соблюдении прав человека.
«Из всех лидеров Европы — и не только Европы — он выразил самую большую поддержку в вопросе, касающемся правовой роли Конвенции [о правах человека] и суда, о чем лидеры, красиво говорящие о правах человека, иногда забывают», — отметил Ягланд.